Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Category:

Обратная сторона фотографии



Недавно листал семейные фотографии. На дореволюционные приятно смотреть — как будто кадры из исторического фильма. Советские чёрно-белые тоже очень хороши, примерно до шестидесятых годов. Дальше качество сильно падает, а в восьмидесятые, с распространением цветных «мыльниц», падает катастрофически. Потом потихоньку снова начинает расти…

Лично я считаю фотографов важными и нужными людьми. Есть однако и другое мнение. Публикую письмо постоянного читателя, в котором тот подсвечивает искусство фотографии с другой стороны.

У меня уже много лет среди знакомых есть немало фотографов. Любительской фотосъемкой сейчас занимается как минимум каждый второй, причем как с использованием смартфона, так и с достаточно дорогой техникой. Я и сам периодически балуюсь таким видом творчества, исключительно для себя и без использования людей.

Недавно у меня состоялся сначала один разговор, а потом как-то случился и другой, с разными «профессиональными» фотографами из числа хорошо мне знакомых.

Профессиональными их можно назвать по трем причинам: они долго и серьёзно занимаются фотографией, у них дорогое оборудование, они зарабатывают этим деньги. Ещё раз повторюсь: людей, которые долго занимаются фотоделом и при этом имеют весьма приличную технику – много. А вот тех, кто зарабатывает фотографией деньги – единицы. Хорошо (профессионально) фотографировать, быть настоящим фотохудожником – это одно, но умение удачно продавать себя – это несколько иная история.

Я помню времена, когда фотоаппарат был инструментом творчества не всех. Я помню времена, когда пошли пленочные мыльницы и автоматические фотолаборатории, которые избавили фотолюбителей от мороки с проявкой пленки и печатью фотокарточек. Потом пришла цифровая техника и процесс фотосъемки упростился максимально. Основная масса «фотографов» очень снисходительно относится к результатам своего и чужого творчества – главное чтобы снимки были максимально яркими. Современная любительская техника обычно «заточена» на то, чтобы человек, даже особо не разбирающийся в тонкостях фотомастерства, просто наводил свой объектив на предмет съемки и, нажав на кнопку, получал «очень красиво». Даже смартфоны сейчас делают вполне сносные снимки. Но сносные на взгляд рядового обывателя и в основном для размещения в соцсетях, где особого качества и не надо. А ярко и резко необходимый софт делает сразу.

Так вот, с упомянутыми выше моими знакомыми фотографами состоялась интересная беседа. Периодически наблюдая в соцсетях фотосессии одного из них, я обратил внимание, что всё это – откровенный обман. Красивый, но всё же обман. Люди приходят на фото сессию сами или приводят (приносят) своих детей, чтобы сделать их красивыми. Кто-то даже не только на свою свадьбу фотографа приглашает, но и беременность с удовольствием фотографирует в студии. Не запечатлеть на память, какими они были на самом деле, в какой-то момент времени, а создать сказку, которой можно похвастаться перед другими. Причем многие платят деньги (приличные деньги) именно за то, что их снимает «профессиональный» фотограф. Но если раньше профессионализм заключался именно в самом процессе съемки, то сейчас минимум половина этого профессионализма заключается в умении пользоваться фотошопом. То, насколько сказочно вас в итоге смогут преобразить, интересует многих даже сильнее, чем сам кадр. Факт того, что при создании подобного фотоматериала использовался дорогой фотограф с современной навороченной техникой, тоже добавляет клиенту уверенности в собственной значимости.

Я хоть и иронично отношусь к фотографированию всего и везде с помощью телефона, но это, всё же более честные снимки, чем те, которые люди делают при участии профессионалов.

К самим фотографам у меня никаких претензий нет – они честно выполняют желание заказчика и добросовестно отрабатывают свои деньги. Более того, я считаю, что для фотографа в этом есть возможность проявить свое творчество. Именно поэтому существуют фотомодели, с помощью которых художник пытается создавать свои шедевры. Кстати, когда я узнаю о стоимости оборудования, используемого в процессе съемки, и сопоставляю её с ценами на услуги, многое становится понятно. Одни используют технику, которая позволяет делать коммерческие продукты, но при этом звёзд с неба не хватают. Несмотря на это они хорошо раскручены и заработки у них стабильны. Другие же зарабатывают несопоставимо скромно по сравнению со средствами, потраченными на инструмент. Для таких фотографов сам процесс намного интереснее, чем материальная сторона. Они творят и для создания своих «картин» постоянно пополняют свой арсенал разными новыми «кистями». Как правило, фотография для них не способ заработка, а скорее хобби.

Для многих использование профессионального фотографа – всего лишь способ потешить свои амбиции. Для истории вся эта красота не имеет никакого значения. С огромным удовольствием пересматриваю фото своих отцов, дедов и прадедов, снятые примитивно, но тем не менее передающие атмосферу, в которой все они жили. Что, кроме гламура, передадут современные студийные фото тем, кто будет их смотреть через несколько лет? Будет ли вообще их кто-нибудь смотреть?

Я с сожалением замечаю, что в последнее время интерес к истории, даже своей собственной жизни и своей семьи, угасает на глазах. Фотокарточки, уже пожелтевшие от старости, лично для меня – это очень важная часть моей жизни. Сейчас, в век цифровых технологий, то, что было отснято неделю назад, с легкостью удаляется, чтобы освободить место на карте памяти для новых снимков. Оседают снимки только в соцсетях. Кажется, будто всё в нашей жизни мы посвящаем именно соцсетям…

Многие девочки, чтобы привлечь к себе мужскую половину или найти работу, пользуются услугами профессиональных фотографов. Однако в итоге весь этот обман всё равно вскрывается, когда реальность оказывается далека от выставленного «на витрину» образа. Я могу понять желание многих побыть какое то время в сказке, окунаясь в мир нереального, в мир фотошопа, но, увы, количество сказочных снимков всё увеличивается, а реальных – сокращается…

К профессионализму отдельных фотографов я отношусь с восхищением, к профессионализму других – с уважением. Есть много направлений, в которых творческий человек может себя проявить и это очень здорово. Хуже, когда человек старается выглядеть лучше, чем он есть на самом деле – старается «набрать очки» с помощью обмана.

Кроме художественных фотографий, сейчас популярностью пользуются фотоблоги путешественников. Иногда они бывают очень познавательным: если человек подошел к вопросу творчески и не стандартно. А вот когда вы сами себя фотографируете на отдыхе – это хоть и будет выглядеть недостаточно профессионально, но зато будет естественно и честно. К сожалению, судя по тому, что люди выкладывают в соцсети (особенно в инстаграм), они категорически не хотят выглядеть естественно и быть самими собой. Многие едут на экзотические курорты не столько для того чтобы отдохнуть, а чтобы сделать там селфи. Но никто в этом, естественно, никогда не сознается…

С тем, что я написал выше, согласны практически все мои знакомые фотографы, за исключением пары девушек, которые тоже встали на путь профессионального фото. Но я предполагаю, что они отчасти и занялись этим делом для того, чтобы удовлетворить свои амбиции и реализовать свои собственные «кукольные» фантазии. Я их, впрочем, ни в чем не упрекаю – они делают то, что им интересно.

Резюмируя вышесказанное: с одной стороны процесса находятся люди творческие (даже если они и не профессионалы), которые постоянно находятся в поиске, экспериментируют и развиваются. С другой стороны те, кто постоянно пытается купить красоту: в фотоснимках, в косметике, в дорогих аксессуарах, в самой жизни… Получается, что без денег многие люди уже не способны быть красивыми. Ещё печальнее, что большинство из нас уже давно разучились быть самими собой.


PS. Кстати, что это за фотокамера на картинке к посту?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 100 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →