Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Секретный миллионер



У айтишников и мультимиллионеров есть одна общая проблема — они считают себя самыми умными. В профессиональной области ещё ничего, там они как раз понимают, что есть специалисты покруче их, а вот в обычной жизни этим господам кажется, будто они способны и министерством управлять, и душевные болезни наложением рук излечивать.

Нам, блогерам, легче. У нас попытки превратиться в вещающих гуру быстро пресекаются ехидными комментаторами, указывающими нам на ошибки в наших теориях. У мультимиллионеров, к сожалению, такое преимущество отсутствует — за десятилетия богатства они крепко привыкают к тому, что их довольно банальные теории о том, как правильно жить, окружающие слушают вежливо и внимательно, даже и не думая возражать.

Как вы уже поняли из названия и из фото к посту, я пишу про передачу «Секретный миллионер», в которой российских бизнесменов переодевают в дешёвую одежду и забрасывают с минимумом денег в круг обычных людей. Испытание получается не особо экстремальным, — у нас всё же не Африка, крокодилы в болотах не водятся, — однако зрители всё равно затаив дыхание следят, как очередной миллионер играет в Гаруна аль-Рашида, то с аппетитом поджирая какое-нибудь дешёвое хрючево, то помогая деньгами людям, которых он встречает в ходе своего приключения.

С одной стороны, как я уже сказал выше, большая часть современных богатых людей в России плохо осознаёт окружающую действительность. Нормальный бизнес у нас начался совсем недавно, буквально несколько лет назад: раньше под бизнесом понимался или дикий авантюризм (при Ельцине), или захват пустых рынков (в первые два срока Путина). Когда капитализм более-менее развился, и бизнесменам пришлось всерьёз конкурировать друг с другом, быстро выяснилось, что опыт девяностых и нулевых тут неприменим: теперь нужно не просто сделать кирпич, но сделать его на 20 копеек дешевле, чем у конкурента, выдержав при этом и качество, и сроки поставок.

Сверхбогатые люди сейчас являются или вельможами-политиками, имеющими к бизнесу весьма малое отношение, или «везунчиками», которые когда-то пару раз подряд поставили состояние на цифру 13, и которым повезло выиграть в рулетку всё то, что проиграли на ней другие авантюристы. Большая часть крупных бизнесменов причин своего успеха не понимает — как потому, что для этого нужен редко встречающийся в природе аналитический склад ума, так и потому, что окружение не даёт им возможности взглянуть на себя и на свои таланты в прямое зеркало.

Несмотря на всё это, я нахожу передачу «Секретный миллионер» весьма полезной. Во-первых, даже банальные житейские советы, — занимайтесь спортом, приходите на встречи вовремя, полагайтесь в первую очередь на себя, — это уже неизмеримо лучше, нежели мудрость из каких-нибудь шоу, в которых людям предлагают добиваться успеха или закачивая себе силикон под кожу, или пытаясь победить в нелепых, заведомо невыгодных для рядовых участников состязаниях.

Напомню о неочевидном для многих обстоятельстве. Как у крупных чиновников, так и у бизнесменов формируется определённый круг общения, куда входят и деловые люди, и театральные режиссёры, и учёные, и, вообще, лучшие представители своих профессий. Даже вышедший из диких мест бизнесмен с пятью классами образования волей-неволей вынужден подтягиваться к этому кругу: в том числе занимаясь с репетиторами, которые учат его держать вилку в правильной руке, говорить по-английски и отличать Бабеля от Бебеля.

Тот, кто отрицает связь денег и образованности, заявляя, будто богатые или высокопоставленные люди как-то особенно невежественны, неизбежно должен прийти сначала к выводу, что образование нельзя купить, а потом и к ещё более абсурдному умозаключению, что уровень образованности является генетически врождённым, и повысить его учёбой нельзя.

Проще говоря, хоть средний миллионер и ошибается, считая себя познавшим жизнь мудрецом, однако он всё равно обычно значительно умнее и культурнее других завсегдатаев телеэкранов, таких как светские тусовщики, актёры и журналисты, например.

Второй плюс «Секретного миллионера» заключается в… создании положительной репутации бизнесменов. Вместо непонятных мироедов-кровопийц, которые то покупают яхты на «украденные у народа» деньги, то тайно отключают от аппарата жизнеобеспечения СиСи Кэпвелла, зрители видят настоящих бизнесменов, которые ведут себя логично и, кроме всего прочего, помогают обычным людям.

Кстати, лирическое отступление — у меня нет ни одного (sic!) знакомого бизнесмена толще миллиона долларов, который не занимался бы благотворительностью или общественной деятельностью, затрачивая на неё иногда значительные ресурсы. Делают они это, само собой, не ради мифической экономии на налогах и уж тем более не ради самопиара, причины там сугубо внутренние.

Подведу итог

России нужно двигаться вперёд: развивать бизнес, поднимать новые технологии, долго и упорно строить что-то новое. Лучше всего для этого приспособлены, разумеется, бизнесмены. Поэтому чем больше будет положительных передач про бизнес, чем лучше будет репутация у бизнесменов, тем скорее мы восполним тот серьёзный дефицит бизнесменов, который тормозит сейчас развитие нашей страны.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 302 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →