Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Адвокат «Хартстоуна»



Читатель Алексей прислал мне письмо с речью в защиту «Хартстоуна»: стратегической карточной игры, которая лично мне не нравится из-за навязчивого (на мой вкус) доната. Доводы Алексея, на мой взгляд, во многом справедливы — если тот же «Клеш Рояль» можно сравнить с самой дешёвой легальной водкой, то «Хартстоун» — это уже вино средней ценовой категории. И то, и то алкоголь, но разница, как вы понимаете, есть.

Собственно, вот письмо:

Читаю ваш блог много лет, но решил написать, когда вы не совсем лестно отозвались про игру «Хартстоун» — мол, неправильно включать в число кибеспортивных дисциплин игру, целиком заточенную под донаты. Тут вы не совсем правы и, более того, совсем неправы. Попытаюсь объяснить, почему.

Меня в какой-то мере можно считать поклонником вселенной «Варкрафт». В положенное время я фанател от первой части игры, когда вышла вторая — ушел в неё с головой, третью прошёл для проформы, но она меня зацепила уже не так сильно, как первые две. К WoW не прикасался вообще — в ту пору, когда он появился, идея покупать лицензионную игру за деньги, а потом ещё и платить за возможность в неё играть, показалась мне слишком революционной. Плюс, конечно, времени было жалко. В итоге вышло так, что в «Хартстоун» я играю практически со дня выхода игры, и её механики мне хорошо знакомы. Уверяю вас, чтобы играть и выигрывать в «Хартстоун», донат не нужен, причем не только в теории, как это часто бывает.

Как работает донат в современных играх, я прекрасно знаю — не раз устанавливал на смартфон какую-нибудь новую игру, польстившись на рекламу, взахлёб наслаждался ей два часа, но потом понимал, что в голове ничего не осталось: я по сути занимался однообразным кликаньем, а чтобы пройти дальше, придётся платить. В целом основных моделей разводки игроков на деньги две:

— дать преимущество перед остальными игроками (покупка платных шмоток, заклинаний, юнитов и т.п., недоступных тем, кто играет бесплатно);
— сэкономить часы и сутки времени на базовые действия, в которых важен не процесс, а результат (прокачка, строительство, изучение технологий и т.п.)

Ни того, ни другого в «Хартстоуне» не наблюдается.

Никаких преимуществ, доступных только за отдельную плату, игра не предлагает. В ней есть герои, которых можно купить только за реальные деньги, но они дают чисто визуальный эффект, основные же активы — наборы карт и доступ к отдельным приключениям — продаются как за деньги, так и за внутриигровое золото.

Если вы будете регулярно играть в «Хартстоун», от золота и карт вам будет некуда деваться.

Золото в игре можно получить за выполнение заданий, которые даются ежедневно и имеют довольно простую механику — разыграть определенных существ, посмотреть за игрой друга, нанести урон героям противника и т.п. Большинство этих заданий не требуют от вас выигрывать, только играть (и, по возможности, не проигрывать слишком быстро). Награда за задания — 30-50 единиц золота (недавно задания сделали проще, а награды увеличили — видимо, чтобы сократить разрыв между новыми и старыми игроками), плюс одно задание в день можно заменить на другое. Также вы получаете 10 золотых за каждые 3 победы любым классом, но эта сумма не так велика, чтобы включать ее в расчет. Таким образом, вы можете вытаскивать из игры 300 золотых в неделю, просто играя в нее по 20 минут в день.

За золото вы можете купить приключения (дополнительные «уровни», победа в которых дает вам особые карты) и наборы карт (100 золотых за каждый). Плюс один набор в неделю можно получить просто так, выиграв в Потасовке (игра по новым правилам, которые устанавливаются каждую неделю). Плюс каждый месяц вы получаете золото, карты и чародейную пыль (об этом чуть позже) в зависимости от достигнутого результата. Плюс игра время от времени дарит вам кучу наборов просто так — из-за выхода нового дополнения, из-за праздников, из-за турниров и так далее.

Главная причина, по которой донат в «Хартстоуне» не нужен — это возможность создавать карты самостоятельно. Каждую карту (кроме базовых) можно развеять на чародейную пыль или создать, потратив эту самую пыль. Создание обычной карты стоит 100 единиц пыли, легендарной — 1600 единиц, уничтожение карт даст вам в 4 раза меньше единиц пыли. Учитывая, что в игре 8 разных классов, и вам регулярно будут доставаться карты класса, который вам не интересен, недостатка в ненужных картах у вас не будет. Плюс не забудьте про приключения — за их прохождение вам достанется куча разных карт, включая легендарные, которые также можно развеять. Таким образом, уже через пару месяцев игры вы можете самостоятельно составить сильную колоду, которая теоретически позволит вам доминировать в игре. Я хотел бы посмотреть на вид спорта, в котором любитель, тренируясь по полчаса в день, мог выйти на уровень, который позволит ему тягаться с лучшими игроками мира!

Таким образом, в сухом остатке мы имеем следующее. Регулярно играя в «Хартстоун» и вообще не напрягаясь, вы можете в очень короткий срок получить достаточно золота, карт и чародейной пыли, чтобы составить несколько сильных колод и сражаться в рейтинговых играх. Никакого преимущества вложение денег вам не даст — в игре нет карт, которые нельзя создать и получить из наборов, купленных за игровое золото. Вы можете заметить, что донат позволяет сэкономить время — однако сильная колода еще не гарантирует победу, если вы не умеете ей пользоваться и не знаете, что могут противопоставить вам противники разных классов, а этот опыт приходит только с практикой. И эта практика — всё-таки удовольствие, а не тупой унылый фарм, которым заполняют свое свободное время любители игр, заточенных на донат.

Однако в «Хартстоуне», безусловно, есть недостатки. Я выделю основной — чудовищная несбалансированность. Из-за того, что в игру постоянно добавляются новые карты и механики игры, сила разных карт одного уровня редкости и стоимости маны абсолютно несопоставима. В результате, играя собственной колодой, которая просто вам нравится, в рейтинговых играх невозможно добраться даже до 15 уровня — к этому уровню начинают доминировать несколько основных архетипов, по 1-2 на класс, которые оказываются намного сильнее других. Хочешь играть за агромага или разбойника с задачами — пожалуйста, нет проблем, в интернете полно готовых колод с советами о том, как заменить дорогие карты на более дешёвые без особой потери мощности. Но это лишает игру непредсказуемости — от 10 уровня и выше вы, видя класс противника и его первый ход-два, зачастую можете понять, какой колодой он играет, а значит, и оценить, насколько сильна против неё ваша собственная колода. Дальше всё решит то, насколько повезет с картами вам и не повезёт вашему противнику. Получается, чем выше уровень, тем в большей степени успех определяется рандомом и в меньшей — вашим мастерством игрока!

Эту проблему можно было бы решить, наложив мораторий на добавление в игру новых механик и шлифуя старые, а новые карты выстраивать на комбинациях уже существующих механик разных классов. Вместо этого разработчики постоянно выдумывают что-то новое, ослабляя слишком могущественные карты якобы во имя баланса. Разумеется, это не приводит к балансу — те, кто играл колодой, которую ослабили, просто чертыхаются, распыляют старые карты и создают новые. Список архетипов, способных доминировать в игре, меняется, и только.

Мое письмо получилось длинным, но надеюсь, что я вас переубедил. Вместе с тем хочу высказать еще пару замечаний относительно вашего отношения к киберспорту.

Во-первых, заточенность на донат — довольно странный критерий в плане выбора того, является игра киберспортивной или нет. Достаточно вспомнить, что обычные спортивные дисциплины тоже заточены на донат, причем по-разному. Если для футбола достаточно одного не очень сдутого мяча и пары портфелей, обозначающих ворота, то для игры в хоккей без набора недешевой экипировки не обойтись. Если же говорить о спорте вроде Формулы I, здесь без серьезного доната вообще никак. Плюс оплата услуг тренеров, спортивное питание, форма, аренда площадок и так далее, и тому подобное. Любой спорт требует вложений не только времени, но и денег. Если мы смирились с этим в спорте, то почему же киберспорт должен быть исключением?

Во-вторых, для меня сомнительна вообще сама идея киберспорта. Об этом говорили уже не раз, и знаю, что вы все время подчеркиваете положительную роль компьютерных игр в формировании личности, однако киберспортивные дисциплины — это совершенно другое дело. Обычный спорт, помимо того, что является зрелищем, и источником травм и неприятностей для организма профессионального спортсмена, побуждает миллионы людей заниматься любительским спортом. А это — путь к здоровому образу жизни. Свежий воздух, двигательная активность, отказ от вредных привычек и все такое. Киберспорт же даже на любительском уровне ничего этого вам не даст. Если вы, как я, будете тратить по 20-30 минут в день на «Хартстоун», вы скорее навредите своему здоровью, чем укрепите его. И если тот, кто играет в «Хартстоун», одновременно с этим не может выйти на улицу, чтобы отжимать у прохожих мобилы, уверяю вас, ничто не помешает вам играть в «Хартстоун» с пивом и сигаретой. Поэтому я, пожалуй, принципиально против идеи киберспорта как таковой. При всем уважении к киберспортсменам, добившимся больших успехов, должна быть определенная грань между занятием, которое побуждает людей улучшать свое здоровье, и занятием, которое побуждает его портить.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →