Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Шведская Парта: реальный опыт

Помните мои мечты про Шведскую Парту? Про школу, где детей не заставляют учиться силой?

Сегодня я увидел в комментариях жизненный рассказ за авторством bmouse, который я прямо-таки должен перепостить сюда. Выкладываю рассказ целиком, без купюр и исправлений.

***И, возможно Вы удивитесь, есть семьи, где так оно всё и есть. Родители не компостируют мозг детям, а дети прислушиваются к советам родителей***

Это про мою семью. Когда я уехала учиться в другой город, я поняла, что у меня было безгранично счастливое детство, где с мамой можно обсуждать нравящихся мальчиков и стратегии их обольщения, пробовать хорошие сигареты и хорошее вино, хорошую косметику под руководством уверенной и красивой женщины, гулять сколько хочется и ночевать у друзей, просто оповестив, где я и с кем, и когда я планирую вернуться... И у меня до сих пор ни разу не возникало желания сказать "мама была не права". Вернее как, расхождения по мелким вопросам имеются, но это именно мелкие и непринципиальные расхождения. Мы с ней все-таки разные люди, а не одно лицо.

Вот переехав учиться в другой город, я была просто в шоке - большинство иногороних одногрупников без контроля со стороны родителей пустилось во все тяжкие, зачастую с самыми неприятными последствиями. Мне повезло, и моя соседка по квартире была из такой же семьи, как моя - где мама относилась к дочери как к подруге. Пусть младшей и еще неопытной, но подруге, которая на равных, и которой можно посоветовать, но не приказать.

Да, такая политика на равных дала на выходе самостоятельных студенток,которые четко знали, с какой целью они поступили, и которые не курят, не пьют (за исключением хорошего вина в хорошей компании время от времени, конечно)и не таскаются по дискотекам и ночным клубам и не пускаются во все тяжкие в личной жизни. Зачем? Все это было опробовано дома в комфортных условиях,и то, что не понравилось, было откинуло, а ночные клубы были признаны "детскими забавами". Вряд ли одно и то же развлечение будет одинаково привлекательно в 10-11 классе школы и на 1-2 курсе...

Кстати, опять же испытанный на собственной шкуре факт - разрешенный плод в отличие от запретного нифига не манит. Сигареты лежали дома на видном месте,но брать их не хотелось. Вино, спокойно стоящее в баре, если и пилось, то не ради опьянения, а чисто ради вкуса и не больше полбокала. Хотя казалось бы, детям дали в руки сигареты и алкоголь - кури-пей хоть тресни, ан нет, неинтересно оно так:)

Честно говоря, я была убеждена, что это все нормальная и естественная ситуация, поэтому поначалу была несколько в шоке от того, в каких условиях приходилось расти большинству моих одногрупников. И самое страшное - это же родные существа так на детях отрывались, не какие-то чужие и злые!

Вы много пишете по поводу школы, и я с вашими выкладками согласна на 100%. Хочу поделиться позитивным опытом того, что описаная вами система Шведской Парты действительно работает.

Моя мама поддерживала меня в пропусках школы, когда мне это было нужно. Я ведь научилась читать, писать и считать задолго до школы, и в первом классе сдавала нормативы по чтению как за пятый. А значит, смысл мне терять полдня зря, когда я могу почитать дома родительскую подшивку "Химии и жизни", например?

Так как мама меня заведующая аптеки, большинство друзей семьи были врачами, и, соответственно, у меня были документальные отмазы от школы на все случаи жизни. Зрение, сердце, сосуды. В общем, то, что внешне невидимо, но достаточно убедительно на бумаге. Естественно, ничем таким я не болела, но симулировать разные симптомы умела, что позволяло мне сбегать с уроков, если они не оправдывали моих ожиданий, например, вместо разбора нового материала учительница хотела просто поболтать с учениками за жизнь, потому что седьмой урок и все устали. А я 45 минут своего времени предпочла бы потратить на что-то иное, полезное или интересное для меня. Или просто погулять, если погода хорошая.

В итоге я получила урезаный вариант вашей Шведской парты. К тому же, мне никогда не препятствовали в смене профиля школы при смене интересов (для детей это естественно, тем более, что я школьную программу всегда очень быстро усваивала, обгоняла класс и мне становилось скучно), и я по нескольку лет отучилась в разных спецшколах (культурологически-музыкальная, языковая, историческая, правовая, биологическая). Те, кто говорят о том, что школу сменить сложно - заблуждаются. Два дня максимум: один день, чтобы забрать документы, второй - чтобы отнести их в другую школу. Если повезет,и документы отдадут быстро и без проволочек, то можно успеть и за один день.

Конечно, сдавать экзамены приходилось по всем предметам школьной программы, но благодаря тому, что ненужное мне я пропускала, я больше времени уделяла тому, что мне интересно, и, следовательно, показывала блестящие результаты в этой сфере, которые просто перекрывали не самые лучшие показатели по ненужным предметам.

Для меня эта сдача лишних предметов была просто "меньшим из зол" - небольшая плата за свободное время и глубокое изучение того, что мне и в самом деле было интересно, а учителя считали, что "У девочки гуманитарный склад ума, так что уважаемая учитель химии, не портьте ребенку аттестат, у нее другое призвание", поэтому были в других сферах снисходительны и вытягивали на 4-5. Тут срабатывала тот самый статус отличника. Вернее, не совсем отличника, а просто очень одаренного ребенка(коим я себя никогда не считала - ничего выдающегося и уникального, все обычно, даже несколько ленивая), и мне было достаточно показать понимание предмета. Мол, фактаж она всегда в энциклопедии посмотрит, если понадобится.

К тому же, когда есть выбор, учить или не учить, интересной становится и физика, и химия, и даже математика, с которой у меня всегда были большие проблемы. И с математикой дело было не в преподавателях - к 10му классу я, наконец, нашла препода, который смог мне все доходчиво объяснить, но все-равно новые и нестандартные задачи проводили меня в замешательство. Ну не мое это, и все...Бывает:) Но даже такие дополнительные вещи я знала как минимум на твердый трояк, а зачастую и лучше, и в итоге закончила школу всего с 7 четверками. Просто потому что мне действительно было интересно учится. Намного интереснее, чем курить за школой, например... Покурить я при желании и дома могла, только вот желания не возникало. После школы год поработала переводчиком, и решила таки получить высшее. Просто вышка дает доступ к новым знаниям, без которых мне было скучно. Тщательно выбрала ВУЗ по отзывам учащихся и без проблем поступила.

В университете первые два курса я потратила на обеспечение "золотой зачетки" с одними пятерками (действует на большинство обычных преподов как удав на кролика, а с умными просто было интересно общаться), и с третьего курса снова работала (журналистка-фрилэнсер), что позволило мне взять "свободное посещение" и все ненужное просто сдавать абы как, лишь бы диплом дали. Притом, когда препод видел, что первые два курса сданы на отлично, а теперь работаю, зачастую ставили мне зачеты просто так, а на экзаменах предлагали четверки автоматом, на что я всегда соглашалась. Смысл что-то сдавать лишний раз, если состоятельность с точки зрения преподов уже доказана? Раз работает и учится одновременно, значит, знания есть.

А так как интерес к новым знаниям у меня никогда особо не подавлялся занудной школьной системой, то и все ненужные предметы учились хотя бы поверхностно, потому что просто интересно. К тому же, те профильные гимназии, где я училась именно "по интересам" на тот момент времени обеспечили мне неплохую эрудицию, благодаря которой я слыла среди одногрупников, однокурсников и преподов чуть ли не гениальным студентом. Хотя, повторюсь, я себя гением не считаю. Самый обычный человек. Просто тяга к узнаванию нового осталась - сих пор моим любимым жанром является именно научная литература и фильмы.

Еще один плюс такого сводобного посещения школы - я была свободна от внутригрупповых иерархий класса. Мало того, что я проводила в школе не весь день и не каждый день ходила, так еще я свободно могла в середине четверти сорваться и перевестись в другую школу. И это, наверное, гораздо важнее - независимость от мнения других дала мне несравнимо больше.

Например, к концу учебы я поняла, что по специальности я работать не буду. Ну как некоторые вещи на расстоянии кажутся чем-то значимым и светлым, при близком рассмотрении оказываются пустышкой. Благо "историк-международник" звучит гордо, пошла в одну компанию преводчиком.В офисе выдержала ровно месяц, потом уволилась и снова перешла на фрилэнс. Ну я не понимаю, если я реально заканчиваю свой дневной объем работы в неспешном темпе максимум к пяти, то зачем я должна сидеть на рабочем месте до шести?! Пасьянс-косынку раскладывать? Нет, я слишком деятельна для такого... А пестовать чувство всемирной справедливости коллег из серии "А чего это она идет домой раньше нас? Несправедливо!пусть сидит как все!" меня не грело, поэтому я после первой зарплаты ушла. Тем более, это все-равно был испытательный срок.

Несмотря на то, что общество почему-то считает фрилэнс чем-то низшим по оношению к офису - мне глубоко плевать. Зато я распоряжаюсь своим временем и работаю ровно столько, сколько нужно для выполнения заказа, что куда как меньше стандартного рабочего дня. Это обычно с 9 до 13-14 с перерывами на чай-кофе, завтрак, обед и чтение блогов. Денег мне хватает на себя, на поездки по стране к друзьям и на свои несколько хобби, которые большинство считает недопустимым для человека моего возраста. Но как я писала, к счастью, мнение большинства меня особо не заботит.

Конечно, в жизни есть место огорчениям и мелким неприятностям, но дружественные отношения в семье (мама и сестра - лучшие подруги, отчим просто не вмешивается куда не надо) служат отличным антидотом и антидепрессантом. Нет, у нас не семья, как какая-то высшая форма организация социума, просто четыре самодостаточных и счастливых человека, которые любят и уважают друг друга. Да, мы с сестрой, бывало, допускали ошибки,но при этом семья не карала. Первый вопрос был - "Какие меры можно принять для исправления ситуации?", а не "Где ж твои мозги были?!". Ругать за уже совершенное у нас не принято.

Читая ваш блог, кстати, я снова задумалась о создании своего дела. Нафрилэнсничаюсь вдоволь и создам. Задумка уже есть. Почему снова? Нет, увы, не как в анекдоте про "снова хочу в Париж"... Все несколько печальнее.

Просто я в подростковом возрасте столкнулась с последствиями краха нашего небольшого семейного бизнеса после дефолта 98года (мама занималась поставкой лекарств в аптеки нашего города, и ее дело было сильно привязано к доллару, или что-то вроде этого, меня тогда еще не посвящали во все тонкости, я только отчетность вела - столько того-то привезли, столько-то того-то в такую-то аптеку продали и прочее, а потом мы особо не обсуждали болезненную тему), и до конца оправились мы от последствий полностью только 4-5 лет назад.

Соответственно, имея сильный негативный опыт, я даже не рассматривала для себя перспективу открытия собственного дела. Теперь вот задумалась, и меня уже мысли о своем собственном малом бизнесе не пугают. Так что спасибо вам за ваши советы и FAQи, и за то, что прогнали одного моего демона прошлого.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 225 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →