Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Неожиданный секрет чешского благополучия



Играю сейчас в «Кингдом Кам», симулятор средневековой Чехии. Большое преимущество любителей компьютерных игр состоит в том, что у нас есть возможность радоваться прогрессу. Если, допустим, автомобили довольно мало изменились за последние 20 лет, то игры каждое десятилетие совершают несколько качественных скачков.

Третий «Ведьмак» стал в 2015 году настоящей революцией, в хорошем смысле этого слова. Скромная польская студия выпустила маленькое чудо, игру, на голову превосходившую предыдущие образчики жанра. Прошло всего лишь три года, и вот в 2018 году мы видим «Кингдом Кам» — безусловный шедевр, который прыгнул ещё на одну голову выше.

Как и в случае с «Ведьмаком», игру сделала совсем небольшая по мировым меркам компания разработчиков, чешская «Warhorse Studios». «Ведьмак» делали поляки, тут поработали чехи... разумеется, я не мог не сравнить работы наших братьев-славян, пусть даже и западных, тем более, что жанр у игр совпадает — приключения воина-одиночки в средневековом антураже.

Если отставить в сторону игровую механику и сосредоточиться на сюжете, главное отличие заключается, как ни странно это звучит, в представителях власти.

В мире польского «Ведьмака» хороших руководителей практически нет, аристократы на редкость мерзки, и действовать главному герою приходится методом Иосифа Бродского, выбирая между «ворюгой» и «кровопийцей». Отчасти благодаря этому игра оставляет довольно тягостное впечатление безысходности, напоминая этим российские фильмы из девяностых, в которых главный герой мог иногда поправить собственные дела, но всё равно вынужден был страдать, наблюдая за катящейся в пропасть страной.

В чешском «Кингдом Кам», напротив, большая часть панов нарисована смелыми и деятельными руководителями, кем-то типа графа де Тревиля из «Трёх Мушкетёров», только умнее и ответственнее. Если у поляков несчастный народ стонет под игом кровожадных тиранов, то у чехов добрые ремесленники даже в смутную эпоху борьбы за трон довольно весело живут под мягким руководством своих мудрых феодалов.

Забавно, что ровно то же самое я могу сказать и о реальных Чехии с Польшей. В то время, как уровень жизни в Чехии лишь немногим превышает польский, по порядку, стабильности и благоустроенности Чехия даёт Польше 100 очков вперёд.

Конечно, нелепо делать глубокомысленные выводы всего лишь на основе двух игр, пусть даже эти две игры и заняли уже место в перечне главных достижений индустрии 2010-х годов. Тем не менее зависимость между отношением к руководству и отношением к жизни прослеживается достаточно чёткая. В странах, где мэров и президентов ругают, на чём свет стоит, комфорта и спокойствия ждать не стоит... возможно, по той причине, что люди в таких странах отказываются понимать, что большая часть проблем, решения которых они ждут от доброго барина, может быть успешно разрешена их собственными силами.

Теперь пара слов о самой игре. С графикой, размерами игрового мира и прочими маловажными характеристиками, о которых так любят рассуждать поверхностные «эксперты», в «Кингдом Кам» всё в порядке. Из относительно нового там есть вот что:

1. Почти полное отсутствие магии. Мы имеем дело пусть с лубочным, но со вполне правдоподобным средневековым миром, безо всяких там лесных гоблинов и седобородых магов, но зато с ловчими, кожевенниками и бронниками.

2. Отличная проработка чтения. Прежде, чем читать, надо этому научиться, а дальше чтение будет использоваться для весьма важных, в том числе и по сюжету вещей. Забавный факт: это чуть ли не первая игра, в которой мне реально пригодилась моя школьная латынь.

3. Великолепная проработка алхимии. Находишь рецепты, покупаешь (или собираешь) травы, а потом готовишь на специальном столе настойки, причём не в формате «Майнкрафта», а в приближенных к реальности условиях — кипятишь, измельчаешь, следишь за временем, дистиллируешь... эдакий «юный химик», только с поправкой на оборудование XV века.

4. Лучшие квесты из всех, которые я когда-либо видел. Вместо привычных «иди в Днищеград, убей орка в синей каске, принеси его хвост мне» мы получаем вполне правдоподобные задания. Так, например, для расследования преступления надо расспросить потерпевших и сделать некоторые выводы из их рассказов: совсем как в реальной жизни, только несколько быстрее.

Важное новведение «Кингдом Кам», которое наверняка станет теперь жанровым стандартом — на карте квесты такого рода показываются не конкретной стрелкой, указывающей на конкретное место, а некоторого размера областью, накрывающей участок леса или деревни. С одной стороны, становится понятно, где следует искать. С другой стороны, нет этого обескураживающего упрощения, когда компас сразу показывает тебе точную цель.

5. Игра не разрешает сохраняться где угодно и когда угодно. Сохраняться можно или в специальных местах, типа таверн, или при помощи особого напитка, который стоит игровых денег. Сложность повышается, а вместе с ней растёт и вовлечённость.

6. В игре великолепно реализован мечевой бой. Стрельба из лука тоже неплоха, однако правдоподобную стрельбу из лука мы видели и раньше, а вот нормальный мечевой бой, который не сводился бы к «прыгай в стороны и сучи по левой кнопке мыши», я вижу в играх этого жанра впервые. То же «Ведьмак», пусть простят меня его фанаты, уступает в этом плане очень сильно.

Справедливости ради замечу, что всё это по отдельности мы уже видели — зануда может начать рассказывать, что в MMORPG алхимия проработана ещё лучше, а мечевой бой от первого лица пытались реализовать ещё на «Спектруме» в восьмидесятые годы. Тем не менее в играх исполнение обычно важнее, чем идея. Попробуйте сказать, что Гагарин с Королёвым не сделали ничего принципиально нового, так как ещё китайцы летали в небо на воздушных шарах!

Чтобы быть совсем уж справедливым, надо признать, что у игры есть и недостатки — в области интерфейса, в основном. Это вообще общая беда игр, программ, бытовой техники и автомобилей: на интерфейсе традиционно экономят.

Простой пример. В «Кингдом кам» по сюжету достаточно часто нужно идти рядом с кем-либо и поддерживать с ним беседу. Это неудобно, так как скорость игрока не совпадает обычно со скоростью его спутника, и так как у игрока нет дополнительного глаза в районе уха, чтобы держаться со спутником на одной линии.

Проблему решила бы кнопка «следовать», нажав на которую можно было бы автоматически идти рядом с выбранным неписем, и любоваться окружающим пейзажем. Однако, увы, до этой элементарной вещи создатели игры не додумались.

Вместо подведения итога очередной раз посетую на размеры нашей страны. Население Чехии — 10 млн человек. Там нет больших задач для по-настоящему амбициозных программистов, и тем не остаётся ничего другого, кроме как создавать шедевры уровня «Кингдом Кам». Аналогичным образом появляются отличные игры в Польше и, допустим, в Белоруссии. В России, увы, все лучшие программисты работают на крупные корпорации, им не до создания игр. Ничего хотя бы близкого по уровню к «Ведьмаку» или «Кингдом Кам», я не видел у отечественных разработчиков уже очень давно.

Tags: Игры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 183 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →