Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Почему в России так просто вести бизнес



Россия поднялась в рейтинге «Делаем бизнес» на пять пунктов. Теперь мы занимаем по простоте ведения бизнеса 35-ю строчку, сильно опережая Италию с Бельгией и немного отставая от Японии со Швейцарией. Как вы видите на графике к статье, так было не всегда. Простотой ведения бизнеса государство озаботилось примерно в 2012 году, когда президент дал чёткую команду освободить предпринимателей от излишней бюрократии.

За это время мы проделали долгий путь — от уровня Бангладеш и Никарагуа до уровня самых обустроенных стран планеты. Если вы общались в последние годы с Налоговой инспекцией или, например, Пенсионным фондом, вы знаете, что рейтинг вполне заслуженный. Наши чиновники действительно серьёзно изменились в лучшую сторону.

Задел при этом всё ещё остаётся — высокие оценки по большей части направлений разбавляются двумя жирными минусами, строительством и таможней. Как предприниматель, волей-неволей наблюдающий и за тем, и за тем, могу подтвердить — в этих областях нужно ещё чистить и чистить, чистить и чистить.

Тем не менее ведение бизнеса в России на самом деле даже ещё проще, чем указано в рейтинге. Doing Business от Всемирного банка. Причина в том, что рейтинг является сугубо формальным и не учитывает несколько важнейших обстоятельств.

Представьте себе, что вы переехали на удалённый остров в Тихом океане, на котором являетесь единственным жителем. На остров не претендует ни одно государство, так что вы можете заниматься там любым бизнесом, полностью забыв о налогах и бюрократии. Согласно критериям Doing Business, у вас будут идеальные условия. Согласно критериям здравого смысла, условия, напротив, будут ужаснейшими: какой бы бизнес вы ни открыли, без клиентов и прочей важной инфраструктуры он очень быстро закроется.

То же самое верно и для более обжитых мест.

Если вы откроете бизнес где-нибудь в Европе, он наверняка столкнётся с сильнейшей конкуренцией, причём конкуренты будут умелыми, жёсткими и плотно дружащими с местными властями. Если вы откроете бизнес в России, конкурентное поле будет с большой долей вероятности полупустым. Главными вашими соперниками будут ваша лень и прочие ваши пороки.

Пример из реальной практики. Я довольно хороший клиент — никогда не скандалю, всегда плачу вовремя, а сделав удачный заказ один раз, становлюсь иногда клиентом на 10 и более лет. Тем не менее мне постоянно приходится наблюдать, как мелкий бизнес вовсю косячит с моими заказами. Сорвать сроки на два-три месяца — норма жизни. Сделать плохо, а потом предложить клиенту переделать за его же счёт — норма жизни. Забыть о заказе и вспомнить о нём только тогда, когда клиент сам позвонит и напомнит — норма жизни. Взять заказ, не имея должной квалификации для его исполнения — норма жизни.

Если вы думаете, что я просто не являюсь достаточно крупным клиентом, спешу расстроить. Шансов получить все вышеперечисленные проблемы, когда вы делаете заказ на 50 миллионов рублей, даже больше, чем когда вы делаете заказ на 5 тысяч. Да, сейчас стало меньше прямого обмана по сравнению с девяностыми. Однако уровень разгильдяйства всё ещё зашкаливает. Люди то ли не умеют, то ли не хотят делать хорошо.

Когда в Россию приезжает бизнесмен из Европы или США, он чувствует себя медведем среди бурундуков. Такая элементарная вещь, как своевременное и качественное выполнение заказов, моментально обеспечивает его солидной клиентурой. Большая часть отечественных бизнесменов так не может: наш человек или сорвёт сроки, или выдаст брак, или сделает и то, и другое сразу.

За последние 20 лет мне пришлось наблюдать взлёт и падение огромного числа малых и средних предприятий. Я не припомню сходу ни одной фирмы, которая закрылась бы из-за налогов, из-за рейдеров или ещё из-за каких-либо внешних проблем — как правило, такие проблемы отнимают много нервов, но не становятся смертельными для бизнеса. Однако я могу сходу назвать с десяток контор, которые дошли до предбанкротного состояния из-за того, что директор плохо считал деньги, а сотрудники выдавали клиентам некачественную услугу или плохой товар.

Не могу сказать, что у нас совсем всё плохо с обязательностью или с деловой репутацией. Где-нибудь в Африке или в Латинской Америке «завтра» означает «никогда», а в России «завтра» означает всего лишь «через несколько дней». Но всё же хотелось бы, чтобы «завтра» у нас означало «завтра», как в загнивающей Германии. Хоть на эту тему не устраивают митингов и не проводят ток-шоу, на нашу экономику она влияет куда как сильнее, чем любой из разрекламированных говорящими головами законов.

PS. Это сороковая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Предыдущие статьи серии можно найти вот здесь:

http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Размышления о ведении бизнеса в России

Tags: Размышления о ведении бизнеса в России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 147 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →