Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Почему инфляцию невозможно занизить



Последние дни довольно активно обсуждается статья во всё ещё модном жанре «Россия Гибнет». На этот раз «опровергает» официальную статистику некий профессор Ханин из Новосибирска. Он заявляет, что «Росстат» приукрашивает реальность: и ВВП у нас растёт «на самом деле» медленнее, и фонды недооцениваются и, вообще, за постсоветское время мы потеряли больше основных фондов, чем за время Войны:

http://www.kommersant.ru/doc/3211937

Для тех, кому лень читать, сразу краткий итог. Тезисы профессора не выдерживают даже минимальной проверки цифрами, статью можно воспринимать как ещё одно свидетельство того печального состояния, в котором пребывают отечественная журналистика и отечественная экономическая наука.

Для тех, кто всё же хочет лично проверить цифры, вот краткий разбор статьи.

Профессор делает два хорошо проверяемых утверждения. Первое — «реальная» инфляция на самом деле на 2% выше, чем та, которую декларирует «Росстат»:

Недооценка размера инфляции, пусть и грубо, определяется в виде разницы между динамикой ВВП Росстата и нашей. Эта разница ежегодно составляет примерно два процентных пункта. Вместо, скажем, 5 процентов в год составляет 7 процентов.


Давайте проверим с калькулятором в руках. Если каждый год «Росстат» занижал инфляцию на 2%, значит, за 25 лет итоговая инфляция занижена уже на 50%.

«Росстат» регулярно публикует актуальные цены на товары и услуги, на основании которых он, собственно, инфляцию и считает. Тут всё открыто и легко проверяется при помощи калькулятора: следовательно, расхождение в 50% может быть спрятано только одним способом — путём занижения текущих цен в отчётах «Росстата».

Открываем любую таблицу «Росстата», например, «Средние потребительские цены на отдельные виды товаров и услуг»:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/

— Яйца: 65 рублей
— Сахар: 52 рубля
— Кирпич: 13 рублей
— Линолеум: 474 рубля за м2
— Бензин АИ80: 32 рубля

Если бы у нас было реально расхождение в 2% на протяжении 25 лет, то в реальной жизни эти товары должны стоить в полтора раза дороже:

— Яйца: 98 рублей
— Сахар: 78 рубля
— Кирпич: 20 рублей
— Линолеум: 711 рублей за м2
— Бензин АИ80: 48 рублей

Цены «Росстата» выглядят явно куда как более реальными. Вывод — тезис о занижении инфляции на 2%, мягко говоря, необоснован.

Замечу, что аналогичные рассуждения можно применить к любым возгласам в духе «вчера гречка подорожала, настоящая инфляция выше». Так как цены на основные товары публикуются, спрятать инфляцию просто негде — если мы попытаемся занизить её в этом году, у нас поплывут данные или за прошлые года, или за будущие, и на периоде в 5-10 лет все наши фокусы неизбежно вылезут наружу.

Второй проверяемый тезис из статьи касается благословенного Запада. Цитирую:

Можно сократить разрыв. Для этого надо перераспределить доходы населения в пользу накопления физического и человеческого капитала и наиболее нуждающихся слоев населения. Но даже это потребует огромных усилий. Можно, например, перераспределить доходы населения, сократить социальную дифференциацию децильных групп с нынешних 30:1 до 6:1, то есть до показателя, существующего в большинстве западноевропейских стран. Но все это потребует долгих лет.


Речь идёт о том самом социальном неравенстве, на которое так активно напирают представители всех политических течений, от коммунистов и либералов до убеждённых государственников.

Децильный коэффициент — это, грубо говоря, разница между доходами 10% самых бедных и 10% самых богатых. Для сравнения децильного коэффициента по разным странам есть два источника — данные ООН и данные ЦРУ. Ознакомиться с ними можно, например, вот здесь (смотрите на столбцы, помеченные как 10%):

https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_income_equality

Несложно заметить, что в Западной Европе этот коэффициент расположился в границах от 5,2 (Чехия) до 15,0 (Португалия). В России показатель средний по мировым меркам — 12,7. Ближе всего к нам находятся Италия (11,6) и Великобритания (13,8).

Для сравнения, в США этот показатель равен 15,9, в Китае — 21,6, в Бразилии — 25.

Можно ли доверять этим цифрам?

У нас нет выбора, других данных, которые объединяли бы сразу много стран мира, насколько мне известно, не существует. Если мы хотим сравнить децильный коэффициент в России и в других странах, мы должны или доверять исследованиям ООН и ЦРУ, или провести своё исследование, доказав, что эти данные в корне неверны.

Опять-таки, существует ещё и индекс Джини, который также подтверждает данные по децильному коэффициенту. Вот в этой статье простым языком объясняется, как считается индекс Джини, и почему он является более «правильным» показателем:

http://ruxpert.ru/Социальное_неравенство_в_России

Откуда же взялись эти 30:1, которой оперирует профессор? Да из статей типа той, которую мы сейчас разбираем. Вот сейчас профессор бросил эти 30:1, как очевидный факт, завтра кто-то сошлётся на «авторитетное мнение профессора Ханина», и пошло поехало. Хотите переубедить — присылайте мне на fritz.morgen@gmail.com ссылку на полноценное исследование, которое даёт децильный коэффициент 30. Будем обсуждать.

Подведу итог

Данные, на которые опирается профессор Ханин, очевидно неверны — и инфляция даже технически не может быть так сильно занижена, и сравнение России с Европой зримо искажено. Следовательно, те ужасы, которые он живописуют в статье, также нет смысла принимать всерьёз.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 452 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →