Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Пара соображений о блокировке «Конта» и о лентяях из «Роскомнадзора»



Как вы знаете, вчера был заблокирован «Континенталист», отличный коллективный блог. На «Конте» публиковались статьи многих блогеров-государственников, включая, например, Ростислава Ищенко, Николая Старикова и вашего покорного слугу. Вместе с тем цензуры на «Конте» не было, а модерация была достаточно мягкой — поэтому в ленту периодически попадали довольно спорные тексты.

На один из таких спорных текстов среагировал Железнодорожный районный суд города Пензы. До «Роскомнадзора» бумаги из суда шли, надо полагать, несколько месяцев, и вот вчера наступила кульминация — «Роскомнадзор» приказал провайдерам ограничить доступ к «Конту»:

http://cont.ws

Вот мои соображения по этому поводу.

1. От «Роскомнадзора» владельцам сайта не поступало никаких требований, никаких просьб, никаких извещений. Служащим было лень напрягаться, они молча заблокировали сайт и всё.

При этом ещё год назад «Конт» списывался с «Роскомнадзором», давал все контакты, объяснял механизм работы сайта.

2. Почта «Роскомнадзора» молчит. Разумеется, сразу на почту были отправлены письма с вопросами, «Конт» превентивно удалил статью, которая, как предположили пользователи, могла стать причиной блокировки. «Роскомнадзор» письма проигнорировал и, так как сейчас уже суббота, наверняка будет игнорировать их как минимум до понедельника.

Кстати, скана постановления суда также не выложено. «Конту» предлагается ехать в Пензу, искать там соответствующий суд и пытаться получить там решение: только для того, чтобы узнать, к какой же странице, собственно, возникли претензии.

3. Провайдеры также даже не пытаются разбираться в вопросе — они блокируют не отдельную страницу, а сайт целиком. Я понимаю, если сайт работает через https, заблокировать только одну страницу проблематично — но можно ведь хотя бы перенаправлять пользователей на страницу, где будет объяснена причина блокировки? Можно ведь на той же странице указывать, что если сайт перейдёт на протокол http, заблокированной останется только одна страница?

4. Можно было бы решить вопрос лучше? Однозначно. Следующим образом:

— Создаём горячую линию на сайте «Роскомнадзора», которая будет круглосуточно отвечать на вопросы владельцев сайтов по блокировкам.
— Поручаем специалистам из этой же команды обзванивать голосом владельцев сайтов, которые должны быть заблокированы, и писать им письма по поводу блокировки.
— Обязуем провайдеров принимать все возможные меры, чтобы была заблокирована только одна страница, а не сайт целиком.

Вуаля. Проблем с блокировками будет гораздо меньше.

5. Сколько стоит создать такую горячую линию? Давайте подсчитаем. Для круглосуточной работы нам надо, допустим, пять человек. Расходы на зарплату, налоги с зарплаты, помещение, междугороднюю связь и так далее составят, как показывает мой опыт, примерно 500 тысяч рублей в месяц, 6 млн рублей в год.

Это для Москвы, это я даже не пытался экономить, и это я не учёл, что эту работу теоретически уже кто-то в «Роскомнадзоре» выполняет — то есть, нужные ресурсы на это уже выделяются. Но, допустим, мы создаём всё с нуля и сразу начинаем работать на широкую ногу. Есть у «Роскомнадзора» 6 млн рублей в год?

Да, есть. Бюджет «Роскомнадзора» составляет около 10 млрд рублей в год, следовательно, расходы на создание горячей линии не превысят 0,06% от его годового бюджета.

6. Нужно ли заморачиваться подобным? Может быть, пусть «Конт» страдает, плевать на его проблемы?

Нет, так нельзя. Как минимум по той причине, что бессмысленные блокировки такого рода резко портят репутацию всей нашей власти в целом. Каждый раз, когда подобным образом блокируется оппозиционный ресурс, оппозиционные СМИ поднимают страшный визг о притеснении свободы слова в России — пытаясь по своему обыкновению выдать лень конкретных чиновников «Роскомнадзора» за целенаправленную политику властей по удушению свободы слова.

7. Можно, конечно, заметить на это, что «Конт» — ресурс, скорее, патриотической направленности, и что перед тем, как забанить оппозиционные ресурсы, «Роскомнадзор» всё проверяет гораздо тщательнее... но тогда получается уже совсем какая-то запредельная дикость.

У меня, конечно, нет никаких иллюзий по поводу нашего журналистского сообщества, которое, несмотря на лукавые стенания оппозиционеров, остаётся насквозь либеральным. Вполне понятно, что на блокировку патриотических ресурсов наши СМИ внимания не обращают никакого, их интересуют только проблемы прозападной оппозиции, она для наших журналистов «своя».

Но всё же «Роскомнадзор» — это федеральная служба, он должен чувствовать ответственность перед обществом и государством.

8. Напоследок скажу пару ласковых слов и в адрес админов «Конта». Если кто-то считает себя «патриотом» и «государственником», это ещё не значит, что он действительно патриот и государственник. Напомню, на Евромайдане тоже всё кишело патриотами Украины — и мы все видим, куда эти патриоты завели свою многострадальную страну.

Поэтому, уважаемые редакторы патриотических ресурсов, не делайте поблажек для «своих». Не допускайте на свои ресурсы тех, кто активно разжигает под видом патриотизма.

Во-первых, этот розжиг не в интересах общества и государства. Во-вторых, я сомневаюсь, «Роскомнадзор» вот прямо завтра примет мой упрёк и вот прямо в июне создаст горячую линию. А это значит, что за розжиг — даже под патриотическим соусом — ваш ресурс могут заблокировать, и вы потом долго будете вылавливать лентяев из «Роскомнадзора», чтобы объяснить им, что вы уже всё исправили.

Обновление. Мне сообщили, что горячая линия в «Роскомнадзоре» таки есть:

https://rkn.gov.ru/hotline/

Однако по сути это профанация, не «горячая линия», а справочная. Ничего решить там не могут, только говорят «пишите письма туда-то» и всё.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 261 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →