Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Про отставку протоиерея Чаплина



И всё же господина Чаплина освободили от должности. Всеволод Чаплин, отвечавший ранее в РПЦ за взаимодействие с обществом, был отправлен в отставку и стал теперь чуть ли не оппозиционером. Так, господин Чаплин успел уже заявить на радио «Говорит Москва», что патриарх Кирилл «долго не продержится», так как «перестал понимать, что он коллективный проект»:

http://govoritmoskva.ru/news/63651/

До этого Всеволод Чаплин рассказал «Дождю», что Церковь должна бороться с коррупцией среди чиновников, и что аппарат патриарха Кирилла неэффективен:

https://tvrain.ru/articles/vsevolod-400772/

Меня эта отставка совершенно не удивила, как не удивила меня и жёсткая критика отстранённого от должности протоиерея в адрес Церкви. Процитирую абзац из июньской беседы господина Чаплина на «Эхе Москвы»:

http://echo.msk.ru/programs/klinch/1567024-echo/

Но давайте я все-таки перейду в нападение. Светскость не работает. Светскость это мертвая идеология. Если общество живет в условиях относительного мира, — спокойствия, сытости какое-то количество десятилетий, парочку-троечку, — оно может прожить в условиях светскости. Никто не пойдет умирать за рынок, никто не пойдет умирать за демократию, а необходимость умирать за общество, за его будущее всегда, рано или поздно, возникает. Мир долгим не бывает, мир сейчас долгим, слава богу, не будет. Почему я говорю «слава богу» — общество, в котором слишком много сытой и спокойной, беспроблемной, комфортной жизни, это общество, оставленное Богом, это общество долго не живет.


У меня есть товарищ, представитель креативного класса и убеждённый оппозиционер, отличный профессионал в своём деле. Мы регулярно встречаемся с ним, и он мне пересказывает свежие оппозиционные утки из передач «Дождя» и статей «Медузы».

Обычно мне не составляет труда разъяснить с цифрами в руках, где конкретно оппозиционеры недоговаривают или лукавят — спасибо «Справочнику патриота», разного рода западные мифы теперь разоблачаются элементарно. Однако когда мой товарищ указал мне на вышеприведённую цитату господина Чаплина о том, что война — это хорошо, я сильно затруднился с защитой прогосударственной точки зрения.

Я вынужден был признать, что господин Чаплин сильно неправ. Также я вынужден был признать, что должность господина Чаплина примерно соответствует должности пресс-секретаря и, следовательно, списать слова протоиерея на косноязычие отдельного функционера, который на самом деле совсем не то имел в виду, я тоже не мог.

Теперь я вижу, что те слова господина Чаплина обескуражили не одного меня, и что церковный аппарат сделал стандартный в русской политической культуре ход: выдержал паузу в несколько месяцев и мягко отстранил протоиерея от той должности, на которой господин Чаплин — давайте будем откровенными — скорее портил репутацию Церкви, нежели улучшал её.

Отмечу, что обстановка на идеологических фронтах в России весьма тревожная, РПЦ должна непрерывно обороняться от, например, западных проповедников ультралиберализма. Задача эта вполне решаемая — на Западе ультралибералы высоко держат знамя неадеквата, то устраивая шоу из расчленения звериных трупов, то выдавая первые призы бородатым певицам. Однако представители Цервки должны всё же прикладывать некоторые усилия, чтобы выглядеть на фоне западной дикости умиротворённо и благообразно.

Ситуация, в которой сейчас оказалась Церковь, мягко говоря, не нова. Помните, как описывал Николай Костомаров действия иезуитов в XVII веке? Цитирую:

http://www.magister.msk.ru/library/history/kostomar/kostom33.htm

Иезуиты обращали в свою пользу свойственную молодежи склонность к шалостям и не только не обуздывали в детях дурные побуждения, но развивали их, чтобы обратить в пользу своих заветных целей. Так иезуитские наставники подстрекали своих учеников делать разные оскорбления православным людям и особенно ругаться над православным богослужением: иезуитские ученики врывались в церкви, кричали, бесчинствовали, нападали на церковные шествия и позволяли себе разные непристойности, а наставники ободряли их за это.


Когда Могила в 1642 году собирал собор, Сакович написал против этого собора по-польски едкую сатиру, а вслед за тем разразился обширным сочинением на польском же языке, под названием «Перспектива заблуждений, ересей и предрассудков русской церкви». Сакович в этом сочинении держится способа, введенного иезуитами и долгое время сохранявшегося в Польше во всех спорах и нападках католиков на русскую церковь. Способ этот состоял в том, что подмечались и собирались случаи всевозможнейших злоупотреблений, зависевших как от невежества, так и oт дурных качеств тех или других личностей, занимавших священнические места, и такие случаи принимались как бы за нормальные признаки, присущие православной церкви. Все сочинение Саковича наполнено подобного рода обличениями.


Как будто про наше время написано, верно? Тут и «бесчинства в церквях», тут и подробное перечисление злоупотреблений разнообразных священников…

Вот вам простой журналистский трюк. Берём любой срез общества — допустим, велосипедистов. Идём в поисковик и забиваем туда фразу «велосипедист осуждён». Просматриваем первые несколько страниц материалов и получаем отличный материал для статьи «двухколёсная чума». Теперь подводим идеологическую базу под наше обвинение — дескать, выхлопные газы, которыми дышат велосипедисты, делают их агрессивными, а отливающая от мозга в ноги кровь ослабляет их самоконтроль. Вуаля: теперь мы можем красиво и убедительно разжигать недовольство в адрес велосипедистов.

Разжигать недовольство в адрес Церкви ещё проще — так как общество ждёт от священников доброй мудрости и тщательного соблюдения заповеди, а в реальной жизни священникам приходится противостоять большому количеству соблазнов — и многие священники вчистую проигрывают эту борьбу.

Надо понимать, что РПЦ — как и любая другая крупная структура — насквозь пронизана разного рода бюрократическими условностями и болезнями. Даже в организации из 20 человек редко когда всё бывает хорошо устроено — а в РПЦ всё же числятся около 30 тысячи разбросанных по всей стране священников.

Кто будет теперь вместо господина Чаплина пытаться сглаживать трения между Церковью и обществом?

Цитирую Павла Шипилина:

http://pavel-shipilin.livejournal.com/515809.html

Вчера Священный Синод РПЦ освободил от должности председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина…

…я, честно говоря, давно называл персону, которую мне бы хотелось видеть на его месте. Именно Владимира Легойду, который в то время тоже был не последним человеком в РПЦ — председателем Синодального информационного отдела — и иногда выступал в прессе, на радио и телевидении. Хоть и не так часто, как Всеволод Чаплин. Несколько раз я его слышал на «Эхе Москвы», и уже тогда он мне казался оптимальной кандидатурой.

Хотя бы потому, что с обществом, состоящим не только из православных, должен разговаривать не монах, который слишком глубоко погружен в религиозную жизнь и просто не может позволить себе компромиссов в дискуссиях о христианстве.


Лично я ничего не знаю о господине Легойде, однако тот факт, что речь идёт о журналисте и общественном деятеле, а не о «кадровом» священнике, позволяет надеяться, что позиция РПЦ будет теперь доноситься до общественности более внятно, чем это было последние годы.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 625 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →