Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Пятнадцать лет на скамейке запасных

На днях в камментах к моим постам про школу прописался некий взрослый товарищ с уголовным ником ukrfan. Давненько мне не приходилось получать по десять-двадцать комментариев подряд от одного и того же лжеюзера.

Доводы этого интеллигентного защитника карательной педагогики далеко не новы — дескать, «дети не знают, что им нужно», «детей нужно заставлять» и всё такое в том же духе. Порадовал новизной только вот этот пассаж:

«И заставляли ВСЕГДА, во всех цивилизациях и культурах. И мой ребенок, который сейчас в Беркли на MBA, единственное в чем упрекнул нас (слегка) в зрелом возрасте — это в том, что в свое время не заставили его делать то-то и то-то…»

Пожалуй, на месте этого студента я бы тоже попытался удержаться от упрёков.

Впрочем, вернёмся к теме поста. ukrfan — сильный и плодовитый спорщик. Беседа с ним пошла мне на пользу. А именно — мне удалось сформулировать мысль, которая давно жила где-то в глубине моего мозга. Попробую теперь переложить эту мысль из своей головы в ЖЖ.

Общепринятое мнение о течении человеческой жизни примерно следующее:

После рождения человек растёт, учится и всячески готовится ко взрослой жизни. Закончив институт, человек какое-то время живёт. А где-то годам к пятидесяти жизнь заканчивается, и человек доживает свой век.

Получается примерно как у спортсменов, верно? Сначала спортсмен тренируется. Потом играет. А потом получает слишком много травм и заканчивает карьеру.

Так вот. Как полагаете, что будет, например, с футболистом, который проведёт хотя бы пару лет на скамейке запасных? Без игр в основном составе? Ответ давно известен, благо такие бесчеловечные опыты регулярно ставятся. Такой спортсмен скиснет и вряд ли когда-нибудь станет звездой. В своё время Яшина упрекали в том, что он «задавил» много молодых и талантливых вратарей — Яшин так хорошо стоял на воротах, что у них просто не было шанса реализовать себя.

Примерно то же самое я вижу на примере выпускников институтов. Молодой человек провёл пятнадцать лет, усиленно тренируясь, но не выходя на поле. Школа окончена, институт окончен — пора играть. Однако… время упущено. Вчерашнему студенту уже ничего от жизни не нужно. Конечно, он пытается что-то показать «на поле», но вот только делает это спустя рукава, без огонька. Тихо, спокойно и печально, часто с заранее поднятыми вверх лапками.

Знаете, откуда берутся талантливые футболисты? Вот, например, выдержка из воспоминаний Андрея Аршавина, одного из лучших футболистов России:

Сильное впечатление было, когда в 10 лет мы в первый раз поехали за границу играть. У всех выигрывали… детские команды… море впечатлений. За один месяц два раза были. Нас возили по всем городам, много увидели. Помню храм… уже не помню точно, в каком городе, может во Флоренции или в Торино, там очень много ступенек, больше 300 до верхней смотровой площадки … похоже как у нас в Исаакиевском. А еще там нам подарили кучу вещей, я приезжал с одной сумкой, а уезжал чуть ли не с семью.



В этой школе мы тоже ездили на разные турниры: где-то выигрывали, где-то проигрывали. А потом был какой-то момент, примерно с 13-15 лет, когда большинство ребят резко выросли, и мои технические данные мне не позволяли нивелировать тот отрыв, который образовался из-за физической разницы с другими. Потом все подравнялись и я стал одним из лучших.


Обратите внимание — Андрею 10 лет, и он уже играет. Участвует в турнирах. Как полагаете, что было бы, если бы до 16-ти лет Андрей не участвовал в юношеских турнирах, а только тренировался бы? Стал бы он не то что таланливым футболистом, а хотя бы просто футболистом? Сами понимаете, что не стал бы.

Теперь давайте задумаемся — а почему физиков, писателей или, например, предпринимателей готовят по-другому? Дескать, сначала, маленькая сволочь, до двадцати с хвостиком тренируйся, и только после этого мы позволим тебе играть.

Имхо, никаких рациональных причин для этого нет.

Десятилетний футболист — это уже спортсмен. Он живёт, играет, достигает результатов. Ну а десятилетний физик (в понимании школьных учителей) — это ещё не человек. Это только зародыш человека, которому нужно учиться и учиться, прежде чем ему позволят начать жить.

В этом-то и состоит порочность современной школьной системы. Подразумевается, что школьник — это ещё не человек. Он только готовится к тому, чтобы стать человеком. Тренируется, сидит на скамейке запасных. И… неминуемо перегорает за эти годы. Теряет как умение, так и желание жить.

Спасает ситуацию только одно — ребёнок — очень живучее существо. И даже пятнадцать лет вне настоящей жизни часто не могут его сломать.

Подведу итог. Вред карательной педагогики проистекает из заблуждения, что ребёнок — это ещё не человек. А всего лишь некий зародыш, которому предстоит стать человеком никак не ранее окончания средней школы.

И, чтобы проиллюстрировать это отношение к ребёнку как к «недочеловеку», вот ссылки на те самые комментарии ukrfan, о которых я говорил в начале поста:
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4901174
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4901430
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4901686
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4901942
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4902198
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4902454
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4902710
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4903222
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4902966
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4903478
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4903734
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4904246
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 130 comments