Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Нашим вузам грозит тотальное уничтожение



Вот так, тихо и незаметно, наше высшее образование подобралось к самому краю пропасти. Если мы не предпримем экстренных мер, скоро наши вузы начнут деградировать с огромной скоростью.

Как это водится в наши дни, беда пришла из Интернета.

За 2012 год дистанционное образование явочным порядком превратилось из экзотического способа повышения квалификации для программистов в самый перспективный и удобный способ обучения. Два университета, которые однозначно входят в десятку лучших на нашей планете — Стэнфорд и MIT — всерьёз собираются набрать на удалённые курсы один миллиард (!) слушателей:

http://habrahabr.ru/post/162833/

И ладно бы это были просто громкие заявления… однако работающие сейчас центры удалённого обучения — Курсера, Иудасити и Академия Хана — уже превосходят традиционное «оффлайн» обучение и по качеству и по удобству.

Чтобы оценить масштаб бедствия вы можете просмотреть приложенное к посту видео с фрагментом из теории вероятностей. И попытаться вспомнить для сравнения, насколько понятной и занимательной были ваши лекции по этому предмету в школе/вузе.

А вот — опять-таки, для понимания серьёзности проблемы — кусочек теста из раздела «арифметика». Регистрироваться нигде не надо, можно перейти по ссылке и сразу решить пару примеров:

http://www.khanacademy.org/math/arithmetic/addition-subtraction/e/adding_and_subtracting_negative_numbers

Для тех, кто любит погорячее, вот раздел с матаном:

http://www.khanacademy.org/math/calculus/differential-calculus/e

Как несложно заметить, для обучения не надо быть гением. К каждому примеру предлагается совет, а для туповатых студентов и для тех, кто успел уже подзабыть материал, снизу справа дана ссылка на обучающее видео.

И ведь это только жалкое начало. Сейчас к разработке онлайн курсов подключены гигантские ресурсы. Десятки миллионов потенциальных слушателей каждого курса стоят того, чтобы как следует поработать над каждым уроком.

Плавно перехожу теперь к печальному выводу.

Вся эта образовательная гнусь делается сейчас иностранными организациями. Таким образом, перед русской школотой и студентотой встаёт нехитрый выбор. Или она идёт ногами в традиционный вуз, переписывать с досок в тетрадки морально устаревшие каракули пенсионеров-бубнильщиков, или она открывает компьютер и получает первоклассное образование у лучших специалистов мира — через Интернет.

При этом языковой барьер уже отсутствует. Полчища волонтёров активно переводят все лекции на русский язык — а для того специфического материала, для которого ещё нет перевода, вполне достаточно знать английский на уровне гастарбайтера из Сенегала.

Таким образом, увы, выбор для продвинутого школьника/студента становится абсолютно очевидным. Не менее очевидным, чем, например, выбор между бесплатным личным ноутбуком и допотопной пишущей машинкой, за аренду которой надо будет ещё и отдавать по десять тысяч рублей ежемесячно.

Все страхи противников ВТО успешно реализовались. Только реализовались они не в сельском хозяйстве — которое у нас сейчас более чем конкурентоспособно, что бы там ни пел лукавый Бабкин — а в образовательной сфере. Наши вузы были явочным порядком выброшены на глобальный рынок, конкурировать на котором они категорически не способны.

Давайте прикинем, какие варианты решения проблемы есть у наших вузов.

План первый — согласно которому они действуют сейчас — спрятать голову в песок и сделать вид, будто ничего не происходит.

План, в общем, довольно неплох, если речь идёт, например, о театральных вузах. Там, да, удалённое обучение пока неактуально. Однако вузы технические — которыми так привыкли гордиться наши ностальгирующие по СССР сограждане — скоро уже начнут терять лучших студентов. В них останутся только косящие от армии раздолбаи и туповатые лентяи, которым нужно просто получить корочки и устроиться на какую-нибудь ненапряжную должность.

План второй — сделать своё удалённое обучение, с сопроматом и Ломоносовым. План, теоретически, самый правильный… однако на практике я вижу в Рунете только небольшие единичные проекты энтузиастов, которые оказать реальное сопротивление тем же Хану с Курсерой не смогут.

Принято считать, что лучший технический вуз в России — МГТУ имени Баумана. Заходим на сайт этого достойного вуза:

http://www.bmstu.ru/

Онлайн обучением даже и не пахнет. Руководство вуза живёт где-то глубоко в двадцатом веке и пока ещё не понимает, что бороться за лучших студентов ему теперь придётся не с привычными московскими динозаврами, а с тем же Массачусетским Технологическим, на сайте которого доступ к онлайн обучению достигается в несколько кликов.

Я знаю, мне сейчас будут рассказывать про системный подход, про умение учиться и про другие традиционные способы шарлатанов от образования заставить наивных студентов шесть лет подряд маяться ерундой.

Не нужно агитировать меня за советскую власть. Я всю жизнь прожил в России и, как вы знаете, я выражаю на порядок более патриотичную позицию, чем подавляющее большинство преподавателей наших вузов.

Но всё же факты остаются фактами: прогресс ушёл вперёд, и конкурировать теперь надо на другом поле. Судьба тёплых ламповых проигрывателей виниловых пластинок — прозябание в узкой нише немногочисленных седобородых фанатов.

Что может сделать Россия в сегодняшней ситуации?

Если наши вузы чувствуют в себе силы бороться, я пожелаю им удачи. В конце концов, у нас есть традиции реально качественного обучения: те же самые математические книги Перельмана были для своего времени лучшими в мире.

Тем не менее я считаю правильным для государства не класть оба яйца в одну корзину. В настоящее время онлайн обучение только выходит на действительно большие обороты. Поэтому Россия пока ещё имеет хорошую возможность войти полноправной участницей во все годные проекты, которые сейчас имеют статус хотя бы относительно независимых.

Для нашего образовательного бюджета эти несколько десятков миллионов долларов будут абсолютно незаметны, так как денег сейчас государство в образование вбивает очень много. Однако взамен мы получим возможность держать руку на пульсе развития образовательных технологий и — как минимум — добьёмся того, чтобы все важные курсы читались, в том числе, и на нашем родном русском языке.

В любом случае, коллеги, в этом технологическом переходе есть как минимум два приятных обстоятельства.

Во-первых, теперь качественное образование станет на пару порядков доступнее. На онлайн курсы берут всех — а не только самых умных, упорных и дисциплинированных, как это было принято на морально устаревших формах обучения.

А во-вторых, те студенты, которые раньше улетали учиться в другие страны, будут теперь оставаться в России. И тот факт, что во время учёбы они общались с преподавателями из других стран, пожалуй, только положительно скажется на их профессиональных навыках и кругозоре.

PS. Раз уж зашла речь про образование. Сейчас в Интернете идут выборы Уполномоченного по правам студентов в РФ. Выборы проходят вот здесь:

http://vote.stud-forum.ru/

Пожалуйста, перейдите по ссылке и проголосуйте за Артёма Хромова. Я лично знаком с Артёмом: он вместе со своей организацией делает очень правильные дела — заставляет чиновников из вузов уважать законы и добросовестно выполнять свои обязанности.

Update 1. Мне дали ссылку на российский Интернет-Университет:

http://www.intuit.ru/

Отзывы пробовавших пока не очень позитивны:

http://fritzmorgen.livejournal.com/556467.html?thread=229521843#t229521843

Update 2. Обсуждение на «Эхе»:

http://echo.msk.ru/blog/fritz_morgen/977306-echo/#comments

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 430 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →