Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

О пользе ЕГЭ



Сергей Полонский полностью прав. Введение ЕГЭ — одна из самых годных реформ последнего времени:

http://polonium194.livejournal.com/128970.html

Какое-то время назад я — из любопытства — прошёл прямо в Интернете ЕГЭ по математике и русскому языку. Получил свои законные пять баллов. Несмотря на мою выдающуюся скромность, вынужден признать, что конкретно мои знания ЕГЭ оценил правильно.

Ещё через какое-то время я скачал ЕГЭ по информатике, чтобы с высоты положения компьютерщика со стажем попетросянить над ним. Не вышло. Оказалось, что тест хоть и имеет мало отношения к компьютерам, но, тем не мене, вполне себе годный:

http://fritzmorgen.livejournal.com/305884.html

В общем, технически исполнен ЕГЭ на довольно хорошем уровне. Теперь перечислю четыре основных преимущества ЕГЭ перед другими жалкими системами оценок знаний школьников.

1. ЕГЭ оценивает знания объективно и устанавливает чёткие правила игры. Благодаря этому лапочки-подлизы с усидчивыми задницами сразу оказываются в пролёте, равно как и профнепригодные педработники, неспособные никого ничему научить. С другой стороны, владеющие предметом школьники и умеющие хорошо преподавать учителя благодаря ЕГЭ оцениваются адекватно.

2. С помощью ЕГЭ школьник чётко знает, что именно ему надо учить. Это очень важно: ведь благодаря этому не только экономится время, но и резко возрастает мотивация. Одно дело грызть тему, которая, возможно, вообще никогда не пригодится. Совсем другое дело — учить то, что обязательно спросят и сразу же видеть свой прогресс.

3. Родители, дети и сами педагоги наглядно видят, какая школа чего стоит. И понимают, где действительно учат, а где только имитируют процесс обучения. Благодаря этому школы вынуждены конкурировать не сладкими речами директоров, а реальным качеством образования.

4. Работодатели имеют возможность чётко обозначить, кто им нужен. У меня, как у предпринимателя, есть большой опыт найма сотрудников. Если бы я сейчас формулировал требования, например, к секретарю, я бы задал в качестве нижней планки пятёрку на ЕГЭ по русскому и четвёрку на ЕГЭ по математике. Все остальные оценки в аттестате мне были бы по барабану.

С другими специальностями сложнее: программирование на 1С, например, в школах не преподают. Однако, как показывает практика, если программист всё же находит время пойти и добровольно сдать аналог ЕГЭ от 1С, то в его профессионализме можно уже не сомневаться.

Само собой, далеко не все со мной сейчас согласятся. Я много раз слышал и слышу гневные вопли по поводу «неидеальности» ЕГЭ. Дескать, никакие тесты не позволяют оценить знания ученика достоверно, для точной оценки нужны тёплые ламповые живые экзаменаторы.

Отвечу так. При оценке знаний приходится выбирать между точностью и объективностью. Хороший экзаменатор оценивает точно, но привносит в оценку своё личное отношение. ЕГЭ оценивает пусть неточно, зато все оцениваются по одной шкале.

Почему из двух зол неидеальных методов оценки мы должны выбрать ЕГЭ?

Потому что живые экзаменаторы всегда пристрастны. И дело даже не в том, что они берут взятки конфетами и борзыми щенками — дело в том, что у каждого из них своя собственная шкала оценки.

Завсегдатаи Рунета знают, что если выложить в коллективный блог фотографию девичьей задницы, то кто-то непременно будет кричать «какая неземная красота», а кто-то будет не менее громко кричать «какая омерзительная гадость».

Так вот. С русским языком и математикой ещё сложнее. Как только мы дадим педагогу возможность оценить хоть что-нибудь на глазок, без приложения линейки, он тут же оценит это неправильно.

И ладно бы это касалось только работодателей. В конце концов, мы и сами можем прогнать соискателя на вакансию через какой-нибудь нужный нам тест.

Беда в том, что субъективные оценки не позволяют понять, правильно ли, вообще, построен процесс обучения. Из-за этого регулярно на пенсию с почестями уходят «заслуженные педагоги», которые в течение десятилетий (!) не учили детей, а только сношали им мозги.

ЕГЭ выводит этих шарлатанов на чистую воду. Благодаря ЕГЭ можно сразу сказать, что вот в школе номер 666 детей учат истории правильно, а в школе 1488 историков надо увольнять с позором, причём как можно скорее.

На всякий случай отмечу, что ЕГЭ был введён относительно недавно, и я немного забегаю вперёд в своём похвальном панегирике. Достаточно сказать, что кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет — жуликов и мошенников вокруг ЕГЭ крутится предостаточно, причём как в школах, так и в ВУЗ’ах. Опять-таки, ЕГЭ пока существует далеко не по всем предметам.

Тем не менее, направление движения однозначно правильное. И лучше всего свидетельствует о правильности движения пронзительный визг некоторых заслуженных педагогов, полнейшую профнепригодность которых ЕГЭ сделал явной.

Знаете, каким я бы хотел видеть ЕГЭ через 10 лет?

Представьте себе, что по каждому школьному предмету есть разряды, как сейчас у рабочих специальностей. Мы ведь понимаем, что такое «слесарь пятого разряда»? Если завод пишет «требуются слесари-инструментальщики пятого разряда», то всем сразу ясно, кто конкретно на эту вакансию нужен.

То же самое я предлагаю сделать и в школе. Разряды по русскому языку, по английскому, по математике, по физкультуре — по всем школьным предметам.

Приходит ребёнок в первый класс. У него нет никаких дипломов. Дальше он потихоньку учится, скажем, считать. И через пару месяцев, когда ребёнок готов, он сдаёт ЕГЭ и получает диплом… арифметика первого разряда. Не получилось сдать тест? Ничего страшного. Посмотри на ошибки, потренируйся ещё, через пару недель попытайся снова.

А в конце года гордый ребёнок сможет показать родителям не мутные ничего не значащие оценки, как сейчас, а коллекцию реальных дипломов, свидетельствующих о реальных знаниях и навыках.

Благодаря этому у детей сразу появится чувство вовлечённости. Школьникам станет ясно, ради чего они учатся и что они получают взамен проведённых в классах часов. Психологи знают, что награду надо давать сразу. Обещания в ключе «через десять лет ты получишь диплом» только понижают моральный дух. Когда же ты знаешь, что можешь напрячься и уже через месяц-другой получить что-то реальное… это бодрит.

Родители, в свою очередь, смогут сразу же видеть, идёт ли в коня корм. И принимать соответствующие решения: например, о переводе в другую школу, уходе на экстернат или найме хорошего репетитора.

Опять-таки, дети получат возможность забегать вперёд. Например, я увлекался в школе математикой. Если бы у меня в школе была возможность посдавать математику с опережением, получая за это дипломы, я бы наверняка сдал ЕГЭ за выпускной класс на несколько лет раньше. Для меня это было бы аналогом набора уровней в компьютерной игре.

Обратите внимание: система «разрядов», которую я предлагаю, имеет много общего со школой моей мечты, «Кибершколой»:

http://fritzmorgen.livejournal.com/235985.html

Переход от современной мёртвецки скучной школы к системе «разрядов» должен быть лёгок и прост — понаделать новые ЕГЭ и раздробить их на мелкие части совсем несложно. Когда же школьник сможет в любой момент чётко видеть свой реальный уровень знаний, настанет время и для следующего логичного шага.

Заменить морально престарелую классно-урочную систему на систему современную, в которой учителя будут не зомбировать своим бубнежом дисциплинированное стадо школьников с осоловелыми глазами, а помогать рвущимся к знаниям детям быстрее достичь интересных им целей.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 909 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →