Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Как будут умирать школы



В прикреплённом к посту видео (у кого не грузится, вот ссылка) весело и наглядно, с отсылкой в историю, объясняется, зачем и почему школа делает из умных детей зашоренных тупиц.

В общем, сейчас уже многие понимают и принимают этот факт. Однако даже признав отупляющую роль школы, взрослые занимают позицию «меньшего зла»: да, говорят они, школа калечит детские мозги. Но ведь не может же ребёнок учиться сам, без направляющего хлыста педагога?

Эксперимент учёного из Индии показывает, что можно обойтись и без учителя. Оказывается, обычный компьютер с подключением к Интернету — сам по себе является отличным преподавателем. Цитирую из The Wall Street Journal статью об этом эксперименте (источник):

--- Начало статьи ---
Всем известно, что Интернет изменит образование, но никто еще не знает, как. Большинство идей напоминают скучные попытки воспроизвести, хоть и на расстоянии, средневековые привычки обучения – один учитель говорит куче детей, о чем им нужно думать. Но сейчас я думаю, что мне удалось найти идею получше: самоорганизованная среда обучения (СОСО).

Огромная заслуга в этом принадлежит индийскому физику Сугату Митра, который десять лет назад стал устанавливать встроенные компьютеры на улицах индийских трущоб. Затем он обратил внимание на то, как быстро бедные дети научились использовать технологии. Эксперимент, который в настоящее время стал поистине глобальным, вдохновил автора на написание книги, которая в свою очередь способствовала созданию фильма «Миллионер из трущоб». В фильме мальчик из трущоб приобретает необходимые знания, чтобы победить на телевикторине.

Следующее детище д-ра Митра, СОСО, попадает в класс. Он убежден, что с помощью Интернета дети могут сами учиться, если они находятся в малых группах и должны ответить на корректно поставленные вопросы. Теперь он ходит по школам и задает довольно сложный вопрос, на который, как он считает, ученики не смогут ответить, например: «Как остановить движущиеся предметы?» или «Вторая мировая война была хорошей или плохой?»

Он не дает им подсказки с чего начинать, но решительно настаивает на том, что школа ограничивает число интернет-порталов в классе к одному из каждых четырех учеников. Один ребенок перед компьютером может выучить очень мало, а вчетвером они обсуждают и спорят, что помогает им выучить намного больше. Что будет дальше, зависит только от них самих. Они знают, что д-р Митра вернется, чтобы узнать, что они выучили.

Он задаст второй вопрос, который более тесно связывает обучение с учебной программой, например: «Кем был Исаак Ньютон?», а затем «Какая связь между Ньютоном и остановкой движущихся предметов?» Дети сами изучают законы движения. Конечно, Интернет может ошибаться, как источник, но всегда остается возможность спросить учителя или воспользоваться учебником. Для простых тем, которые входят в учебную программу, отлично подойдет даже Википедия.
В деревне штата Тамил Наду под названием Каликуппам, д-р Митра попросил класс, состоящий из бедных детей, говорящих на местном языке, использовать Интернет, с которым они еще никогда не сталкивались, чтобы изучить биотехнологии, о которых они никогда не слышали, на английском языке, на котором они не говорили. Два месяца спустя он был поражен тем, чему они научились.

В 2006 году д-р Митра переехал в Англию, стал профессором образовательных технологий Университета Ньюкасла, и испытывал COCO в школах в бедных городских окрестностях, обучая учителей быть помощниками, нежели педагогами.

Сами по себе дети могут получить около 30% знаний, которые необходимы для сдачи экзаменов. Для увеличения этого процента, д-р Митра предлагает вместе с СОСО воспользоваться помощью электронных помощников, которые являются добровольцами, использующими Skype, с целью помочь детям учится онлайн.

Сейчас эксперимент получил глобальный характер. Школы в Австралии, Колумбии, Англии и Индии испытывают СОСО и делятся своим опытом о том, как ее улучшить. США не спешат к ним присоединятся, говорит д-р Митра, потому что американцы склонны рассматривать эту программу как предназначенную только для развивающихся стран. Но школы в штате Невада, Мэн и Сан-Франциско недавно посетили его, чтобы узнать больше о его идеях.

Одной из моих философских страстей является восходящий порядок. Людям трудно понять, что некоторые сложности в мире появляются спонтанно, а не в нисходящем порядке. Это касается экосистем и экономик, геномов и культур, эмбрионов и энциклопедий.

Образование, кажется, одной из тех вещей, которая должна быть нисходящей. При этом должен быть учитель. Но многие люди занимаются самообразованием. Возможно ли, чтобы все были самоучками теперь, когда знания стали так доступны в режиме онлайн?

* К последним книгам Мэтта Ридли относятся "Рациональный оптимист" и "Фрэнсис Крик". Его сайт rationaloptimist.com.
--- Конец статьи ---

Сделаю теперь небольшой прогноз.

Недавно «Аргументы и Факты» выложили Топ-50 лучших изобретений прошлого года по версии журнала Time (ссылка).

Между ушной видеокамерой и рельсовым автобусом в список лучших затесался… робот-учитель из Южной Кореи. В некоторых школах такие роботы уже успешно учат детей английскому языку, вызывая тем самым панику среди педагогов из плоти и крови.

При этом стоимость такого робота не особо высока: через несколько лет, полагаю, они будут продаваться в любом компьютерном магазине за тысячу-другую долларов. После этого думающие родители немедленно обзаведутся такими персональными педагогами и переведут своих детей на экстернат.

А когда из-за ухода лучших учеников общий уровень детей упадёт, начнётся цепная реакция: чем сильнее уровень оставшихся детей будет падать, тем больше родителей будут переводить своих отпрысков на домашнее обучение.

Полагаю, году так к 2020-му школы пойдут по пути районных библиотек. То есть, превратятся в нелепый, никому (кроме кормящихся на них чиновников) не нужный рудимент.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1293 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →