Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Новая Лада Калина за $5 000



Мне позавчера выдали любопытную ссылку с картинками, по которой автор обосновывал бессмысленность ведения «человекоёмкого» бизнеса в России (ссылка раз, ссылка два).

Вкратце, martyshin писал, что чем больше мы платим своим сотрудникам, тем больше мы платим за них налогов. И, следовательно, согласно рассуждениям автора, вести человекоёмкий бизнес в России невыгодно.

Не соглашусь с этим выводом. Если мы вдумаемся, мы увидим, что автор показал иное. Автор показал, что платить сотрудникам больше 40% от дохода фирмы нельзя, так как иначе фирма будет работать в минус. Проще говоря, если у нас купили перевод за 1 000 рублей, мы не можем заплатить переводчику больше 400. Так как кроме собственно 400 рублей выданных на руки переводчику, надо будет заплатить ещё 13% НДФЛ, 26% ЕСН и 18% НДС.

(Специально для небухгалтеров. Вот здесь чуть более подробный расчёт: ссылка).

Практика этот вывод полностью подтверждает. Несмотря на все уэсэн-шмуэсэн платить сотрудникам больше 40% от розничной цены совершенно невыгодно. И если какой-то предприниматель платит, скажем, 50% или 60% — он, с огромной долей вероятности, или работает по-чёрному или терпит от подобного «сотрудничества» убытки.

Однако… зарплатные налоги никак не влияют на конкурентоспособность нашего бизнеса. Так как наши зарплаты пока ещё гораздо ниже зарплат в мире жестокого чистогана. В самом деле: если мы платим 25 тысяч рублей рабочему плюс отдаём 15 тысяч в налоги, это всё равно меньше, чем получает рабочий корейский или европейский.

Почему же тогда, коллеги, в Корее гонят на экспорт автомобили, а у нас гонят на экспорт нефть и лес-кругляк? Почему у нас не могут хотя бы напилить лес на доски, из досок сделать мебель, а потом продавать уже столы и табуретки?

Изложу свою версию. На всякий случай: я ни разу не экономист и моя версия основана не на глубоком понимании движения денежных пластов, а исключительно на моём собственном, весьма ограниченном жизненном опыте.

Так вот. Рассмотрим производство какой-нибудь высохотехнологичной вещи. Допустим, автомобиля.

Автомобиль на пути от бесформенного куска руды к салону дилера проходит приблизительно семь переделов. Из руды делают сталь, из стали вытачивают деталь, из нескольких деталей собирают деталь побольше… Ну, вы поняли.

Посмотрите на таблицу к посту.

Предположим для ясности, что на каждом переделе стоимость продукции увеличивается на 20%. Тогда проданное первоначально за 100 рублей сырьё превращается через несколько переделов в автомобиль за 300 рублей.

На каждом этапе бизнесмены платят НДС 18%, налог на прибыль 20% (да, да, я очень сильно упростил) и… бюрократическую составляющую, которую я оценил приблизительно в 10%.

Что такое бюрократическая составляющая? Это разного рода лицензии, разрешения, документы, взятки чиновникам, расходы на юристов/бухгалтеров и тому подобная не имеющая отношения к реальному бизнесу мутотень.

На всякий случай, чтобы юристы и бухгалтеры сейчас на меня не обиделись. Как вы знаете, у меня у самого есть определённый опыт работы бухгалтером. Однако каждый раз заполняя бумажки я ясно вижу, что около 100% бумажек никому реально не нужны. Они не несут смысловой нагрузки. Единственная их функция — дать работу многочисленным паразитам-чиновникам, которые оправдывают своё существование выдумывая и постоянно изменяя разные формы.

Проще говоря, юристов и бухгалтеров можно сравнить с пожарными. Ребята они хорошие, но, ей Б-гу, чем меньше у них будет работы, тем нам всем будет лучше.

Сразу пример из жизни. Вы наверняка много раз видели кофейные автоматы, куда можно засунуть двадцать рублей и получить взамен стаканчик хорошего зернового кофе. Знаете ли вы, однако, как должна (в теории) происходить их инкассация?

Вариант 1, нормальный. Техник вынимает из автомата деньги, кладёт в отдельный пакетик, едет к следующему автомату. Вечером сдаёт деньги в бухгалтерию, там считают.

Вариант 2, по закону. Техник вынимает из автомата деньги. Считает их прямо на месте (деньги считаются на весу, вокруг шныряют посторонние люди, автомат всё это время не работает). Техник записывает в специальный бланк: сколько получилось рублёвых монет, сколько двухрублёвых, сколько пятирублёвых… Снимает показания счётчика. Записывает, сколько какого кофе продалось. Вооружается отвёрткой и отвинчивает кассету для сдачи. Считает до копейки, сколько в кассете монет. Считает: сошлось или не сошлось. Если чего-то не сошлось, оформляет недостачу/избыток…

Ну, вы поняли. Если техник опытный и аккуратный, он приблизительно минут за 20 сумеет заполнить этот документ. Пять автоматов в день — минус 25% рабочего времени ежедневно.

А теперь — внимание — пикантная подробность. Кофейные автоматы в Петербурге находятся на ЕНВД. То есть… налог с каждого автомата всегда платится одинаковый. Проще говоря, вынул техник из автомата 1 000 рублей или 10 000 рублей, налог от этого не изменится. Чиновникам просто не хочется, чтобы нам жизнь мёдом казалась.

Ладно. Короче, вот на подобную гнусь с лицензиями/разрешениями/отчётностью уходит у русского производителя приблизительно 10% от оборота фирмы.

Если вы купили килограмм яблок за 30 рублей, а продали за 40 — вы платите налоги с 10 рублей валового дохода и оформляете пять бумажек. Если вы купили килограмм яблок за 30 рублей, а продали за 31 — вы платите налоги с 1 рубля… а от заполнения пяти бумажек вас никто не освобождал. Расходы на бюрократическую составляющую, в отличие от налогов, никак не зависят от вашего дохода.

Таким образом, как наглядно видно на графике, нормально себя может чувствовать в России только сырьевой сектор, в котором маржа максимальна. А разного рода переработка, где товар увеличивается в стоимости не в пять раз, а на десять-двадцать процентов, сразу неинтересна. Уж очень много бумажек надо на всё это оформить.

Поэтому, коллеги, коррупция в России сейчас — необходимый защитный механизм для бизнеса. Если вынудить бизнес соблюдать законы, большая часть низкорентабельного бизнеса тут же встанет намертво. Бюрократия просто не оставляет шанса бизнесмену выполнить все требования закона и получить при этом товар по интересной кому-либо цене.

Посмотрим теперь на диаграмму. Как видите, в стоимости нашего автомобиля бюрократическая составляющая равна приблизительно 45%. Задам вопрос на засыпку.

Если бы новую Ладу Калину в полном фарше можно было бы купить на 45% дешевле — за $5 000 — какую часть человеческого тела дружно сосали бы все конкуренты АвтоВАЗ’а?

Подведу итог. Если мы хотим, чтобы в России развивался какой бы то ни было бизнес кроме сырьевого, нужно резко, на порядки, сокращать количество бумажек. Ввести, например, «правило А4». Вся отчётность предприятия размером меньше 100 человек должна помещаться на одном листке А4, требовать ведения любых других документов (накладных, счетов-фактур, счетов, актов, доверенностей) — запрещается.

Что же касается налогов… налоги, на мой взгляд, дело уже десятое. Системному наркоману утренние пробежки не помогут. Его проблема не в недостатке движения.

PS: mscisolde нашёл на YouTube короткий видеоролик, наглядно показывающий методы работы Ювенальной Юстиции в США (ссылка).

PPS: Напоминаю, что завтра будет митинг против Ювенальной Юстиции, в Москве: http://rian.ru/society/20100315/214377374.html.

Update 1: На всякий случай. Я в курсе, что налог на прибыль на практике можно уменьшить до нуля, что большинство фирм и делает вполне успешно. Благодаря подобной оптимизации, собственно, в России и существуют иные виды бизнеса кроме сырьевого. По совести, наверное, мне следовало бы вычесть из НП хотя бы зарплату сотрудников, но, думаю, табличка и так чересчур большая. Суть передана верно, а если кому любопытны детали — меньше чем страниц на двадцать их всё равно не изложить.

Update 2: Снова заработал ifolder.ru. Надеюсь, сказав «А», Нургалиев скажет и «Б» — показательно накажет изъявших сервера сотрудников милиции.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 302 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →