Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Сериал «Школа»

По поводу сериала школа. Услышав по радио истеричные протесты чиновников и депутатов, я понял, что мне стоит посмотреть хотя бы одну серию. Вчера я провёл перед телевизором полчаса и, знаете, ни разу не жалею о потраченном времени.

Наше телевидение определённо делает прогресс. Вместо привычного гей-иконостаса снят хороший, качественный, весьма близкий к жизни сериал: сериал, где школьники выглядят школьниками, а не сладенькими куклёнышами из фантазий немолодых сценаристов.

Очевидно, что подобная близость к жизни не может не вызывать баттхёрт у всех связанных со школой людей. Как же так — учителя показаны несчастными и забитыми бедолагами. Как же так — дети думают об отношениях в своём «коллективе», об одежде, о деньгах и о причёсках, а об учёбе если и вспоминают, то исключительно ради оценок. Как же так — школьники курят и ругаются матом…

Вообще, если чиновник из минобразования считает, что старшеклассники в России не курят, не пьют, не отпускают скарбезных шуток, не хамят учителям и не ругаются матом — ему пора на пенсию. С такой оторванностью от реальности надо жить в интернате для престарелых, а не работать на связанной с детьми должности. Сериал снят довольно близко к жизни: кое-что из соображений цензуры «загламурено», но, в целом, картина происходящего передана верно. Именно так, по моим воспоминаниям, школьная жизнь и выглядит.

Кстати, мне понравился момент, когда взрослая дура публично передаёт школьнице конверт с деньгами, да ещё и заявляет вслух на всю столовую, что в конверте лежит крупная сумма. По моим воспоминаниям, неспособность прогнозировать ситуацию хотя бы на шаг вперёд типична для школьных учителей.

Вообще, что касается подрываемого сериалом авторитета педагогов… знаете, нельзя обвинять в убийстве паталогоанатома, который вспарывает покойнику живот. Рана, которая была бы смертельной для живого человека, не причинит трупу ровно никакого вреда. У учителей нет никакого авторитета, поэтому и подрывать, собственно, нечего.

В самом деле — в какой позиции находится сейчас учитель? Учитель вынужден читать детям малоинтересную им ересь из школьной программы. Детям ни в хвост не упёрлось слушать унылую жвачку про Байрона и про Пушкина: у каждого ребёнка есть свои собственные интересы, и дай Б-г, чтобы хотя бы 10% детей внезапно заинтересовалось школьным, подёрнутым плесенью анализом поэзии.

Следовательно, у учителя есть три варианта поведения.

1. Вариант попрошайки, когда учитель улыбками, увещеваниями, уговорами и жалостливым выражением лица упрашивает школьников хоть немного его послушать.

2. Вариант вымогателя, когда учитель угрожает детям сделать что-нибудь плохое, если они не будут внимательно слушать изрыгаемую им мутотень.

3. Вариант блаженного, когда учитель что-то тихо бубнит у доски, а дети, игнорируя его, занимаются своими делами.

Вопрос. Какой авторитет может быть у шайки вымогателей, попрошаек и блаженных? Вопрос риторический. Среди школьных педагогов много умных и талантливых людей, которые искренне любят как свой предмет, так и живых детей. Однако необходимость насильно пропихивать детям в головы информацию автоматически низводит благородную профессию Учителя до ремесла бубнильщика. Педагогу остаётся только сделать выбор, каким именно бубнильщиком он будет: злобным или добродушным.

Мне недавно рассказали забавную историю про детский сад. Там воспитательница во время обеда ходила вокруг детей с дрелью и угрожала продырявить дырки в животах тем, кто будет плохо есть. Ну, чтобы запихать через эти дырки еду прямо в живот. Так вот: на школьников подобные угрозы уже не действуют.

В сериале, собственно, ровно это и показывается. Плёток у российских учителей больше нет, а без плёток они совершенно беспомощны. Современная классно-урочная система школ прогнила насквозь: найти ракурс, с которого не видно ползающих по трупу личинок, уже невозможно. Или мы показываем реальную жизнь, или мы относимся к школе с уважением — одно из двух.

Какой же выход, спросите вы меня? Неужели всё так плохо, и ничего нельзя сделать?

Отвечу: и да и нет. С одной стороны, сделать и в самом деле особо ничего нельзя: только дождаться, пока современная школа тихо умрёт сама собой. С другой стороны, и ничего особо страшного в этом нет. Детей ведь всё равно надо куда-то девать во время рабочего дня, верно? Почему бы и не в школу? Если родители не будут требовать от ребёнка с усердием участвовать в этом цирке, особого вреда от школы, скорее всего, не будет. Более того, даже в самой паршивой школе непременно найдутся два-три нормальных учителя, которые смогут рассказать ребёнку что-нибудь важное и интересное, если не на уроках, так после них, на внеклассных занятиях.

Кстати, вопрос в зал. Как известно, колонии для несовершеннолетних — это очень нехорошее место, куда как более жестокое и опасное, чем взрослые тюрьмы. (Для тех, кому неизвестно, вот, например, ссылка).

Так вот. Собственно вопрос. Почему детей подвергают более суровому наказанию, чем взрослых? Почему бы не отправлять детей во взрослые тюрьмы, где над ними, очевидно, если и будут издеваться, то гораздо реже?

Ответ очевиден. Потому что чиновники, как и в случае со школой, делают вид, будто никакого беспредела в колониях для несовершеннолетних нет. Дескать, взрослые зеки будут детишек обижать, а сами дети друг к другу относятся мягко, по-дружески. Это же дети, а не насильники и убийцы…

Ладно. Подведу итог. Сериал годный. Доставшиеся нам в наследство от СССР школы не могут быть реформированы: они должны тихо умереть, уступив место более цивилизованным формам обучения. Протестующий визг цепляющихся за свои кресла чиновников — лучшее доказательство тому, что сериал попал «в яблочко». Все вскрытые проблемы отлично чиновникам известны: просто им очень больно находиться на свету без привычных масок Святых Учителей.

Теперь немного ссылок. Для начала, вот несколько реальных школьных историй для тех, кто успел основательно подзабыть свою юность.

http://fritzmorgen.livejournal.com/237959.html?thread=42483591#t42483591
http://fritzmorgen.livejournal.com/237959.html?thread=42473351#t42473351
http://fritzmorgen.livejournal.com/237959.html?thread=42473095#t42473095
http://patolagoanatom.livejournal.com/5761.html
http://fritzmorgen.livejournal.com/237959.html?thread=42561159#t42561159
http://yablaka-lola.livejournal.com/38425.html
http://fritzmorgen.livejournal.com/238673.html?thread=42954321#t42954321
http://fritzmorgen.livejournal.com/238673.html?thread=42975313#t42975313
http://fritzmorgen.livejournal.com/238673.html?thread=42974545#t42974545
http://fritzmorgen.livejournal.com/238673.html?thread=42973521#t42973521
http://ma79.livejournal.com/1260061.html
http://fritzmorgen.livejournal.com/237959.html?thread=42587271#t42587271
http://fritzmorgen.livejournal.com/239042.html?thread=43109570#t43109570

И, наконец, об альтернативе существующим общеобразовательным тюрьмам. На мой взгляд, изнасилование мозга — это тоже изнасилование, ничуть не более благородное, чем изнасилование тела.

Принудительное обучение не только аморально: оно ещё и крайне неэффективно. Таким образом, просто дав детям возможность свободно учиться, учиться по собственному выбору, мы уже очень далеко продвинемся вперёд. Своё видение школы, какой она могла бы быть при современных технологиях, я изложил в посте «Кибершкола» (ссылка).

PS. Мнение одного из авторов сериала: http://klavdiew.livejournal.com/63657.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 838 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →