Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Выбор роли

Трудный подросток Владимир Маяковский сравнивал театр с увеличительным стеклом, через которое зрители смотрят на настоящую жизнь. Я хочу вывернуть его сравнение наизнанку и сравнить настоящую жизнь с маленьким театром.

Сколько поколений школьных учителей цитируют детям великого англичанина: «Вся жизнь — театр, а люди в нём актёры»?

Но почему-то мало кто из педагогов предлагает детям задуматься над выбором своей роли. Наоборот. Лицедейство считается чем-то низким и недостойным. «Будь самим собой», «говори всегда правду» и «не стремись никем казаться» — классическая мудрость взрослых, обращённая к погрязшему в молодёжных субкультурах юношеству.

Психологи, в свою очередь, тоже используют слово «Сценарий» в качестве обозначения душевной болезни. «Сценарий неудачника», «Сценарий алкоголика», «Сценарий жертвы», «Сценарий самоубийцы» — вот обычный контекст этого слова.

Юмор ситуации заключается, однако, в том, что мы играем свою роль всегда, хотим мы того или нет. Пока мы живы, мы на сцене — и, следовательно, играем. Поэтому вопрос «играть или жить» не стоит — стоит вопрос «как играть».

Добавим конкретики.

Гриша приходит в МакДоналдс и выбирает себе роль Нувориша в Ресторане. Придирчиво выясняет на кассе рецептуру Роял Чизбургера, требует сделать для него кофе по какому-то особому рецепту и указывает девушке за кассой на столик, куда следует отнести заказ. Дальше, сидя за столиком, Гриша возмущается соседями и пластиковой посудой, пытается сделать дозаказ, подозвав «официанта», а заканчивает шоу тем, что оставляет под бумажным стаканом из-под кофе чаевые.

Покидает МакДоналдс Гриша огорчённым — на его взгляд, сервис в ресторане был отвратительным.


В чём ошибка Гриши?

В том, что он неправильно выбрал роль. Надо было выбрать роль Студента в ФастФуде и всё было бы нормально. А так получилось, что Гриша изображал принца Гамлета, тогда как все остальные разыгрывали историю мавра Отелло.

Ещё история.

Субботним днём Гриша начисто бреется, надевает свежую рубашку и едет на встречу с Галей, своей знакомой. Он выбирает роль Богатого Любовника. Гриша с Галей катаются по городу, смотрят кино, ужинают в ресторане и заглядывают на пару часов в казино — пошвырять разноцветные фишки на зелёное сукно. Часы бьют двенадцать, и Гриша намеревается отвезти Галю домой, продолжить вечер в более интимной обстановке.

Галя, однако… целует Гришу в щёчку и желает ему спокойной ночи. Гриша в ярости, а Галя мягко недоумевает.

С её точки зрения, за Гришей была закреплена роль Хорошего Друга, который получает удовольствие просто от общения с Галей, и потому согласился провести с Галей интересный день, не требуя ничего взамен.


Если смотреть в корень, большинство ситуаций, когда люди ведут себя «неправильно», имеют своей причиной одно — неверно выбранную нами роль. Жизнь — это таки командная игра. Поэтому, чтобы избежать ненужных разочарований, следует убедиться, что Ваши коллеги актёры согласны с Вашей ролью, и что финал пьесы Вас устраивает.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →