Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Философский взгляд на жизнь

Откуда у философы черпают своё олимпийское спокойствие? Почему философ не приходит в бешенство и не впадает в отчаяние, получив от судьбы болезненный удар по почкам?

Возможно, философы — это очень терпеливые люди? Ну, возможно, у философа, как у знаменитого штандартенфюрера, всё кипит и пылает внутри, однако стальная воля не даёт эмоциям достучаться до лицевых мышц? Возможно, спокойствие — это просто маска?

Или, возможно, философы — просто бесчуственные роботы? Возможно, душа философа представляет собой выжженную пустыню и он, как классический самурай, уже не способен испытывать эмоции?

По моему глубоком убеждению, философы устроены иначе. Гнобить свои чувства — недостойное философа занятие, ведь чувства — это его рабочий инструмент. Поэтому бесчувственного философа можно уподобить слепому астроному. С одной стороны, слепой астроном может безбоязненно глядеть сквозь телескоп на Солнце: его глазам это не повредит. С другой стороны, и увидеть звёзды слепой астроном тоже не сможет.

Короче, философу чувства необходимы. А справиться с внезапными ударами судьбы философу удаётся, так как... судьба не подкрадывается к нему незамеченной.

В каких случаях люди «выходят из себя» и начинают выкривать матерные ругательства, потрясая сжатыми кулаками и пританцовывая от злости? Когда их ожидания не оправдываются.

Ну, мама говорит ребёнку, что надо идти домой, так как дома его ждёт новая машинка. Ребёнок приходит домой — машинки нет. Мама слукавила, чтобы маленькое существо охотнее шло домой. От такого несовпадения своих ожиданий и реальности ребёнок расстраивается, после чего начинает жалобно верещать.

Ещё пример. Мужчина средних лет бросает в детскую коляску окурки, ожидая, что владельцы коляски перестанут оставлять её в подъезде и начнут таки забирать домой. Владельцы коляски, однако, даже и не чешутся: просто вынимают окурки, как будто ничего и не случилось. Ожидания мужчины не оправдались — мужчина приходит в ярость — коляска испытывает на себе мощь его гнева.

Теперь другая ситуация. Допустим, обувных дел мастер говорит философу, что сандалии будут отремонтиваны завтра. «Завтра» философ приходит за своими сандалиями и видит, что сапожник даже и не думал приступать к работе. Философ удивлён? Философ возмущён? Философ зол?

Ни капли. Философ знает, что людям свойственно лгать и ошибаться. Чего же странного в том, что сапожник солгал? Ровным счётом ничего. Ничего неожиданного с философом не случилось, поэтому и причин для гнева у него нет. Философ не может схватить сапожника за грудки с упрёком «я рассчитывал на тебя». Ни на кого философ особо не рассчитывал.

Вернёмся к сравнению Штрилица, самурая и философа.

Допустим, все трое сидят на скамеечке в парке и наблюдают за голубями. В этот момент к ним подходит офицер СС и сообщает, что ручной хомячок, который живёт в их кабинете, был случайно убит Гитлером во время обхода.

Штирлиц, несмотря на внешнее спокойствие, внутри будет весь кипеть от ярости. Самурай особых эмоций не испытает: машина не умеет чувствовать. Ни собственная смерть, ни смерть близких не имеет для самурая особого значения. Философ же огорчится, но... не слишком сильно. Ведь он осознал будущую смерть питомца ещё год назад, когда впервые увидел его. Смерть хомяка не стала для философа сюрпризом: он имел достаточно времени, чтобы подготовиться к этому печальному событию.

PS: Как выяснить, за что был выпилен конкретный пользователь ЖЖ? Как, например, узнать, почему был засуспенжен natan99?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 161 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →