Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Основы философии ответственности. Правило 4. Корми свою лошадь

Вернуться к списку сорока правил

4. Корми свою лошадь

Часто нам хочется одного, а нашему телу — совсем другого. Например, студент может искренне стремиться открыть учебник и заняться линейной алгеброй, а его тело в этот же самый момент будет отчаянно хотеть приткнуться куда-нибудь поспать.

Возникает конфликт. Который достаточно часто заканчивается пирровой победой тела: когда студент спит как сурок одну ночь, а потом два года страдает от недосыпа, доблестно служа в моторизированной пехоте.

Так вот. Сравним наше тело с лошадью. Если лошадь отказывается везти нас, кнут — далеко не всегда лучшее решение. Разумнее сначала убедиться, что лошадь накормлена, выспалась, ничем не напугана. И только потом уже использовать силу.

В-4-1: Если человек позволяет своему телу управлять собой, возможно, у него просто недостаточно силы воли?

О: Представь себя в кресле директора фирмы. Допустим, твои сотрудники регулярно отлынивают от работы. В Интернете сидят, например, ЖЖ читают. Или кофе пьют литрами, растягивая каждую кружку на час. Или с клиентами скандалят.

Как будешь наводить порядок? Попытаешься добиться от сотрудников беспрекословного выполнения твоих приказов?

Такое, в общем, вполне возможно. Ну, если сильно постараться. Если сделать зарплаты в два-три раза выше рынка, если завести на сотрудников какие-нибудь подвязки, если показательно прострелить ногу какому-нибудь маловажному сотруднику — каждый твой приказ будет выполняться моментально.

У меня, кстати, есть знакомый, который работал в подобной фирме. Фирма занималась строительством, выдавала сотрудникам квартиры. По истечении нескольких лет службы каждый получал квартиру. Уволенные, соответственно, не получали ничего.

Вот там — да — народ работал без остановки, как турникеты в метро. На износ. По 12 часов в день, шесть дней в неделю. Получая при этом очень скромную зарплату, кстати. И к шефу своему они относились как рабы к хозяину — с огромным уважением.

Однако, к счастью или к сожалению, подобный метод управления подходит далеко не всем. Прежде всего потому, что он очень дорог. Безумно дорог.

Тоже самое и с телом. Добиться полного контроля над телом, вне всяких сомнений, возможно. Разного калибра йоги и фокусники неоднократно это нам доказывали. Но вот лично я категорически не готов тратить десятилетия жизни на достижение подобного контроля. Цена, на мой взгляд, слишком велика.

Мне куда как проще найти немного овса и договориться со своей лошадью по-хорошему. Без кровати из гвоздей.

В-4-2: Не является ли это слабостью: уступать желаниям своего тела?

О: «Уступать желаниям» — это одно, «удовлетворять потребности» — совсем другое. Например, бывает так, что нашему телу нужна хорошая прогулка по лесу, однако тело хочет накатить немного водочки и лечь на диван поспать. В этом случае, возможно, имеет смысл отдать телу приказ выйти из дома.

Если же тело, например, хочет есть или спать, то смысла проявлять принципиальность я не вижу. Люди становятся сильными от физических упражнений, а не от пыток.

В-4-3: Но есть ведь люди, которые годами подавляют излишние потребности своего тела. И ничего страшного не происходит

О: Вопрос в том, что считать «излишними потребностями». Например, сон, еду, развлечения и общение врачи «излишними потребностями» не считают. И лично я склонен в этом с ними согласиться.

Кроме того, надо понимать, что человеческое тело гораздо прочнее, чем кажется на первый взгляд. Мучай его, трави, мори голодом — а всё равно со стороны будет казаться, что «ничего страшного не происходит». Отсюда и возникает иллюзия, что забота телу не нужна.

В автомобиле, кстати, тоже можно годами не менять машинное масло. Будет ездить. Однако владельцы машин таки знают, чем это кончается.

В-4-4: Можно ли удовлетворить тело? Или оно ненасытно?

О: Тело относительно здорового человека «насыщается» довольно быстро.

Сложно спать больше 14 часов. Сложно съесть больше 500 грамм пельменей. Сложно долго отдыхать, сидя в кресле с закрытыми глазами. И даже онанизмом не так-то просто заниматься более нескольких раз в день.

Если же оценить требования своего тела не по максимуму, а трезво, то выяснится, что они не только конечны, но и довольно скромны.

В-4-5: Что должно быть на первом месте? Тело или «дух»?

О: Несомненно, на первом месте должны быть потребности тела. Почему? Попробую показать на примере.

Допустим, ты едешь на автомобиле по делам. Важным и срочным делам. Как полагаешь, что должно быть для тебя на первом месте: накормить автомобиль бензином и маслом или таки доехать до нужного места?

Разумнее сначала заправить автомобиль. Потому что время на это придётся тратить в любом случае, рано или поздно. Но если плановое посещение бензоколонки — дело нескольких минут, то скакать с канистрами по трассе — это иногда радость на полчаса, если не больше. Про заболевший от недостатка масла двигатель я уж не говорю.

В-4-6: Я не хочу превратиться в вечнопьяного, ленивого, заплывшего жиром раздолбая, который во всём потакает желаниям своего тела

О: Потакать всем желаниям не нужно. Нужно создать условия для работы. Вернёмся к примеру с суровым директором фирмы и ленивыми сотрудниками.

«Создать условия для работы» — это обеспечить тёплый сухой офис, чистый уютный сортир, хорошую телефонную связь и достаточный запас разных важных мелочей, типа банок с кофе и скоб для степлера.

«Потакать желаниям» — это сократить рабочий день до двух часов, выделить каждому начальнику отдела по персональной продажной женщине с большой грудью и разыгрывать раз в неделю между лучшими менеджерами по спортивному автомобилю.

Так и с телом. Его реальные потребности нам вполне известны. Восьмичасовой сон, трёхразовое питание, комфортная одежда. Не менее восьми обниманий в день. Ну и так далее, по списку. Хотелки организма, вылезающие за эти рамки, типа чёрной икры или ванны-джакузи, можно уже смело рубить. Либо удовлетворять, если это стоит нам не слишком дорого, в широком смысле этого слова.

В-4-7: Мне кажется, или из этого текста торчат уши Зигмунда Фрейда?

О: Так и есть. В основу четвёртого правила философии ответственности легла Фрейдовская тройка (Ид, Эго, Суперэго) и светофор Берна (Ребёнок, Взрослый, Родитель).

Вслед за этими великими евреями, я полагаю, что человеческий мозг делится на секции. Вот они.

1. Лошадь. Лошадь — это тело. Когда мы хотим есть, спать или тереться мордой о другое животное — это оно.
2. Всадник. Всадник — это наша воля. Та часть нашего мозга, которая и есть мы, в самом важном смысле это слова. Если Всадник неумел и плохо управляет Лошадью, то Лошадь может вырваться из-под контроля и натворить бед. А если Всадник слишком налегает на шпоры и хлыст, то зашуганная Лошадь будет хиреть и чахнуть.
3. Птица. Птица — это наш разум. Который высоко летает, смотрит далеко вперёд и назад, а также даёт советы всаднику. Птица, кстати, ошибочно полагает, что это именно она управляет Лошадью. Примерно так тёща на переднем сиденье жигулей полагает, что это именно она ведёт машину на дачу.
4. Собака. Собака — это наша совесть. Когда Лошадь творит какие-нибудь непотребства, Собака сначала предостерегающе лает, а потом (в наказание) кусает Лошадь за ноги. Эти укусы называются «угрызения совести». Кстати, Собаке вполне можно доверить управление Лошадью, пока Всадник спит или занят.

Так вот. Весь смысл четвёртого правила сводится к тому, что Лошадь нужно кормить первой.

Ссылки:

Святая Троица плюс Фрейд. http://fritzmorgen.livejournal.com/6145.html

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →