Home
Фриц Моисеевич Морген - Стоит ли быть мудрым? [entries|archive|friends|userinfo]
Fritz Morgen. Блог начинающего сатаниста

[ website | Метасатанизм.RU ]
[ userinfo | о пользователе ]
[ archive | предыдущие записи ]

Стоит ли быть мудрым? [Сент. 18, 2008|06:53 pm]
Previous Entry в избранное рассказать другу Next Entry
[Tags|]



Вчера со мной произошла странная история. Я в одиночестве обедал в китайском ресторане, бодро наворачивая свинину с ананасами. Внезапно за мой столик уверенно сел пожилой, крепко сбитый цыган с седой окладистой бородой.
— Фриц, — с ходу начал он, глядя мне в глаза, — Я знаю, что Вы интересуетесь творчеством Пола Грэма. И недавно я видел в Вашем блоге статью, посвящённую различию между мудростью и интеллектом. Полагаю, Вам будут интересен вот этот материал.

С этими словами цыган расстегнул свою кожаную куртку и вынул из кармана стопку сложенных вдоль листов А4.

— Это мой перевод прошлогодней статьи Пола Грэма «Стоит ли быть мудрым». Я почти закончил его, остались сущие мелочи: немного причесать некоторые места и доперевести несколько абзацев. Но я думаю, что уже не найду в себе силы на это. Вы снимете большой камень с моей души, если согласитесь закончить этот перевод за меня.
— Хорошо, — сразу согласился я, — для Пола Грэма и в самом деле всегда найдётся место в моём блоге. Но кого мне указать в качестве автора перевода?
— Зачем Вашим читателям знать моё имя? — с улыбкой спросил меня цыган, поднимаясь из-за стола — Напишите просто: «анонимный поклонник творчества Пола Грэма». Приятного аппетита, Фриц, меня ждут друзья.

Дома я внимательно ознакомился с полученными листками. В самом деле: недопереведённого текста оказалось совсем немного. Потратив два часа времени, я успешно завершил перевод, обнаружив, что Пол Грэм не согласен с моим разделением мудрости и интеллекта. Тем не менее, эссе дало мне пищу для размышлений.

Немного расстроило меня только то обстоятельство, что это эссе Пола Грэма, оказывается, уже было переведено, причём больше одного раза. Однако, на мой взгляд, каждый перевод уникален, особенно когда речь идёт про перевод философских текстов. Поэтому я таки опубликую этот перевод здесь. Ну а для снобов, которые предпочитают читать всё оригинале, вот ссылка на источник. Кстати, на фотографии изображён Пол Грэм, собственной персоной.

Итак,

Пол Грэм. Стоит ли быть мудрым?

Февраль 2007

Несколько дней назад я наконец-то нашёл ответ на одну загадку, которая вот уже 25 лет меня мучает: в чём разница между мудростью и интеллектом. То, что это не одно и то же, можно видеть на большом количестве умных, но не слишком мудрых людей. И всё же мне кажется, что интеллект и мудрость связаны.

Что такое мудрость? Я бы сказал, что это знание того, что следует делать во многих ситуациях. Тут я не претендую на глубокие выводы об истинной природе мудрости, а просто пытаюсь выяснить, как мы употребляем это слово. Мудрый человек — это тот, кто обычно знает, как правильно поступить.

Но разве «быть умным» не значит «знать, что делать в определённых ситуациях»? Например, знать, что делать, когда учитель в младшей школе говорит вашему классу сложить все числа от одного до ста? [1]

Иногда говорят, что мудрость и интеллект применимы к разным видам проблем: мудрость — к человеческим проблемам, а интеллект — к абстрактным. Но это неверно. Некоторые виды мудрости никак не связаны с людьми: например, мудрость инженера, знающего, что одни структуры менее подвержены ошибкам, чем другие. И, конечно, умные люди могут найти изящные решения человеческих проблем, а не только абстрактных. [2]

Согласно другому распространённому объяснению, мудрость приходит с опытом, в то время как интеллект врождён. Но люди не бывают мудрыми просто в соответствии с количеством жизненного опыта. Чтобы стать мудрым, требуется не только опыт, но много других вещей. Некоторые из этих вещей могут быть врожденными: склонность к размышлению, например.

Оба стереотипных суждения о разнице между мудростью и интеллектом не выдерживают проверки. Так в чём же разница? Если присмотреться к тому, как люди употребляют слова «мудрый» и «умный», то окажется, что они описывают две разные формы успешности.

График

«Мудрый» и «умный» — это два способ сказать, что кто-то знает, что делать. Разница в том, что «мудрый» довольно хорошо справляется со всеми ситуациями, а «умный» может решить только некоторые проблемы, зато идеально. Другими словами, если нарисовать график, на котором ось x представляет ситуации, а ось y — результаты, то график мудрого человека будет стабильно высоким, а на графике умного человека будут высокие пики.

Это различие похоже на то правило, согласно которому талант надо оценивать по лучшим его проявлениям, а характер — по худшим. Правда мудрость, в отличие от характера, нужно оценивать не худшим проявлениям, а по средним. Короче, мудрость и ум — это два разных вида «высокого» графика.

Итак, мудрый человек знает, что делать в большинстве ситуаций, а умный человек знает, что делать в тех ситуациях, где остальные теряются. Необходимо добавить ещё одно уточнение: мы не рассматриваем те случаи, где человек знает, что делать, так как располагает секретной информацией. [3] Но в остальном я не думаю, что мы сможем добиться большей конкретики, не впадая в ошибки.

Нам это и не нужно. Несмотря на свою простоту, моё объяснение предсказывает оба стереотипных суждения о разнице между мудростью и интеллектом (или, по крайней мере, согласуется с ними). Человеческие проблемы — самый распространённый вид проблем, поэтому хорошее умение решать их — это ключ к достижению высокого среднего результата. И кажется естественным, что высокий средний результат зависит главным образом от опыта, но  рекорды могут поставить только люди с редкими, врождёнными качествами. Почти любой может научиться хорошо плавать, но чтобы стать олимпийским чемпионом по плаванию, нужно определённое телосложение.

Моё объяснение также помогает понять, почему так сложно дать определение мудрости: её просто нет. Эпитет «мудрый» кое-что значит: что некто в среднем хорошо умеет делать правильный выбор. Но из существования мудрых людей вовсе не следует, что существует мудрость. В той мере, в которой слово «мудрость» вообще что-то значит, оно указывает на смесь таких разнородных качеств как самодисциплина, жизненный опыт и способность к сопереживанию. [4]

Аналогично, хотя «умный» кое-что значит, нас ждут неприятности, если мы будем упорно искать одну простую вещь под названием «интеллект». И не все его компоненты врожденные, чем бы они ни были. Мы используем слово «умный» как указание на способность: умный человек может понять то, что мало кто смог бы. И хотя кажется вполне вероятным, что бывает какая-то врождённая предрасположенность к интеллекту (и к мудрости тоже), но эта предрасположенность сама по себе не есть интеллект.

Мы склонны представлять интеллект врождённым ещё и потому, что люди, пытавшиеся измерять его, сосредотачивались на тех его сторонах, которые легче поддаются измерению. Ясно, что удобнее будет работать с таким качеством, которое врождено, чем с таким, которое подвержено влиянию опыта и, следовательно, может меняться в ходе исследования. Проблема возникает тогда, когда мы притягиваем слово «интеллект» к тому, что они измеряют. Если они измеряют что-то врождённое, они не могут измерять интеллект. Дети трёх лет от роду не умны. Если мы и называем малыша «умным», то это сокращение для «более умный, чем другие дети его возраста».

Разрыв

Возможно, не стоит вдаваться в терминологические детали, указывая, что предрасположенность к интеллекту — ещё не то же самое, что интеллект. Но это важная терминологическая деталь, потому что она напоминает нам, что мы можем стать умнее, точно так же, как мы можем стать мудрее.

Тревожная новость заключается в том, что, возможно, нам придётся выбирать одно из двух.

Если мудрость и интеллект — это средний уровень и пики одного и того же графика, то они сходятся, когда количество точек на графике уменьшается. Если остаётся всего одна точка, то они тождественны: средний уровень и максимум совпадают. Но при увеличении количества точек мудрость и интеллект расходятся. И, видимо, с ходом истории количество точек на графике увеличивается: наши способности проверяются во всё более широком круге ситуаций.

Для людей, живших во времена Конфуция и Сократа, мудрость, учёность и интеллект были, по-видимому, теснее связаны, чем для нас. Различать «мудрого» и «умного» — современная привычка. [5] А причина этого в том, что понятия «умный» и «мудрый» уже давно расходятся. С ростом специализации знаний на графике появляется всё больше точек, и разница между пиками и средним уровнем становится всё более резкой, как цифровая фотография, отображаемая с бóльшим количеством пикселей.

Одним из следствий подобной специализации может быть устаревание древних рецептов. Как минимум, необходимо пересмотреть эти рецепты и разобраться, рецептами чего они были на самом деле: мудрости или интеллекта? И действительно ошеломляющей переменой, в то время как интеллект и мудрость отдаляются друг от друга, может быть необходимость решить, что нам больше нравится. Мы не можем оптимизировать и то и другое одновременно.

Судя по всему, общество проголосовало за интеллект. Мудрец больше не вызывает у нас такого восхищения, которое он вызывал две тысячи лет назад. Теперь мы восхищаемся гением. Потому что разница, с которой мы начали, на самом деле имеет и довольно жестокую обратную сторону: можно быть не только умным и немудрым, но и быть мудрым и неумным. Это вызывает мало восхищения. Так вы получаете Джеймса Бонда, который знает, что делать во множестве ситуаций, но должен полагаться на калькулятор, где дело касается математики.

Интеллект и мудрость, конечно же, не исключают друг друга. На самом деле, высокий средний уровень может поддерживать высокие пики. Но есть основания думать, что в определённый момент вам приходится выбирать одно из двух. Для примера можно вспомнить очень умных людей, которые так часто ведут себя неразумно, что в обыденном сознании это воспринимается скорее как правило, а не как исключение. Возможно, рассеянный профессор по-своему мудр, или мудрее, чем кажется, но это не та мудрость, которую хотели видеть в людях Конфуций или Сократ. [6]

Новизна

И для Конфуция, и для Сократа мудрость, добродетель и счастье были необходимым образом связаны. Мудрец — это тот, кто знает, каков правильный выбор, и всегда его делает. Чтобы выбор был правильным, он должен быть морально оправдан; следовательно, мудрец всегда счастлив, зная, что он делает лучшее из возможного. Я мало могу вспомнить античных философов, которые не согласились бы с этим (хотя бы в общих чертах).

«Благородный муж всегда счастлив; мелкий человек печален,» — сказал Конфуций. [7]

А несколько лет назад я читал интервью одного математика, который сказал, что вечером он обычно ложится спать неудовлетворённый, чувствуя, что продвинулся недостаточно. [8] Китайские и греческие слова, которые мы переводим как «счастливый» значили не совсем то же самое, что наши слова, но сходство достаточно велико, чтобы это замечание противоречило им.

Разве этот математик — мелкий человек, потому что он неудовлетворён? Нет; просто он занят такой работой, которая была не очень обычной во времена Конфуция.

Человеческое знание, по-видимому, растёт фрактально. Время от времени какой-нибудь пустяк, который казался совершенно незначительным — даже ошибка экперимента — при ближайшем рассмотрении превращается в такую важную вещь, которая содержит в себе не меньше, чем всё предшествующее знание. Некоторые из таких фрактальных узлов, разорвавшихся с античных времён, предполагают изобретение и открытие нового. Математика, например, когда-то была занятием небольшой группы любителей. Теперь это карьера для тысяч. А в работе, которая связана с созданием нового, некоторые старые правила не действуют.

На днях я провёл некоторое время в роли консультанта и там я обнаружил, что древнее правило работает по-прежнему: попробуй понять ситуацию так хорошо, как ты можешь; дай самый лучший совет, который ты можешь дать на основе своего опыта; а после не волнуйся об этом, зная, что ты сделал всё, что мог. Но я не испытываю ничего похожего на эту безмятежность, когда пишу эссе. Тогда я неспокоен. Что если у меня кончатся мысли? И когда я пишу, четыре ночи из пяти я ложусь спать неудовлетворённый, чувствуя, что сделано недостаточно.

Работа консультанта и работа писателя коренным образом различаются. Когда люди приходят к вам с проблемой и требуется определить правильный ход действий, от вас (обычно) не требуется ничего изобретать. Вы просто взвешиваете альтернативы и пытаетесь определить, какое решение будет наиболее благоразумным. Но благоразумие не подскажет мне, какую фразу писать дальше. Область поиска слишком велика.

Какой-нибудь судья или военный может в значительной части своей деятельности руководствоваться долгом, но долг — плохой советник в творчестве. Творцы зависят от чего-то менее надёжного: от вдохновения. И, как большинство людей, ведущих ненадёжное существование, они часто испытывают тревогу и неудовлетворённость. В этом отношении они больше похожи на маленького человека времён Конфуция, которого один плохой урожай (или правитель) мог поставить на грань голодной смерти. Только вместо того, чтобы зависеть от милости природы и чиновников, они зависят от милости своего собственного воображения.

Пределы

Мне стало легче просто от понимания того, что неудовлетворённость может быть в порядке вещей. Представление о том, что успешный человек должен быть счастлив, набирало силу веками. Если я чего-то стою, думал я, то почему у меня нет той лёгкой уверенности, которая ассоциируется с победителями? Но теперь мне кажется, это похоже на то, как если бы бегун спрашивал: «Если я такой сильный спортсмен, почему я чувствую такую усталость?» Хорошие бегуны по-прежнему устают, просто они устают на более высоких скоростях.

Люди, чья работа заключается в изобретении или открытии нового, находятся в такой же ситуации, как и этот бегун. У них нет никакой возможности сделать всё, что от них зависит, потому что нет предела тому, что они могли бы сделать. Ближе всего к этому можно подойти, сравнивая себя с другими людьми. Но когда вы набираете мастерство, это теряет значение. Студент, которому удаётся что-то опубликовать, чувствует себя звездой. Но для того, кто находится на переднем крае науки, чем подтверждается качество результатов? Бегуны могут по крайней мере сравнивать себя с другими бегунами, которые заняты тем же самым; если вы возьмёте Олимпийское золото, можно быть вполне удовлетворённым, даже если вы думаете, что могли бы пробежать чуточку быстрее. Но что делать писателю?

Напротив, если вы заняты такой работой, где задачи ставятся перед вами, а вам остаётся выбирать между несколькими альтернативами, то существует верхняя граница вашей успешности: каждый раз делать наилучший выбор. В древних обществах, кажется, почти вся работа относилась к этой разновидности. Крестьянину приходилось решать, стоит ли чинить ветхую одежду, а королю — стоит ли нападать на соседа, но ни от того, ни от другого не ожидалось изобретение новых вещей. В принципе, такая возможность была: король мог бы изобрести огнестрельное оружие, а потом напасть на соседа. Но на деле новшества были настолько редкими, что их от вас и не ждали, как не ждут от вратаря, что он забьёт гол. [9] На практике казалось, что у в ситуации есть верное решение, и если вы его приняли, то вы сделали своё дело наилучшим образом, так же как вратарь, не пропустивший ни одного мяча, по общему мнению, сыграл превосходно.

В том мире мудрость ценилась выше всего. [10] Даже теперь большинство людей заняты такой работой, где перед ними ставятся задачи, а им остаётся выбирать наилучший из вариантов. Но с ростом специализации знаний возникает всё больше видов работы, где люди должны создавать новые вещи и где, следовательно, нет верхнего предела успешности. Интеллект становится всё более важным по сравнению с мудростью, потому что появляется всё больше места для вершин.

Рецепты

Другой признак того, что мы можем оказаться перед выбором между интеллектом и мудростью, — это то, насколько различны их рецепты. Кажется, к мудрости в основном приходят через излечение от детских качеств, а к интеллекту — через их развитие.

Рецепты мудрости, в особенности древние, обычно носят характер лекарств. Для достижения мудрости необходимо удалить всю пустую породу, которой заполнена ваша голова при выходе из детства, оставив только драгоценную руду. И самообладание, и опытность приводят к этому результату: они удаляют случайные пристрастия, возникающие из вашей собственной природы и обстоятельств вашего воспитания, соответственно. В этом не вся мудрость, но значительная её часть. Многое из того, что находится в голове мудреца, находится и в голове каждого 12-летнего мальчишки. Разница в том, что в голове 12-летнего мальчишки это смешано с большим количеством случайного мусора.

Путь к интеллекту идёт через работу над сложными проблемами. Интеллект развивается так же, как развиваются мышцы, — благодаря тренировкам. Но здесь не может быть слишком много принуждения. Никакое количество дисциплины не заменит настоящего любопытства. Поэтому развивать интеллект — это значит найти в своём характере пристрастие к чему-нибудь, какую-то склонность интересоваться вещами определённого рода, — и давать ему пищу. Вместо того, чтобы сглаживать свои особенности в попытке сделать из себя нейтральный сосуд для истины, вы выбираете одну из них и пытаетесь вырастить её из семечка в дерево.

Мудрецы все очень похожи в своей мудрости, но очень умные люди бывают умными каждый по-своему.

Большинство традиций в нашем образовании направлены на мудрость. Возможно, это одна из причин того, что школы работают плохо: они пытаются создать интеллект, используя рецепты мудрости. В большинстве рецептов мудрости есть элемент подчинения. По меньшей мере, от вас требуется делать, что говорит учитель. Более суровые рецепты направлены на то, чтобы сломать вашу индивидуальность, как это делает армейская муштра. Но путь к интеллекту лежит не здесь. Хотя мудрость приходит со смирением, при развитии интеллекта может быть даже полезно иметь ошибочно высокое представление о своих способностях, потому что это даёт вам смелость продолжать работу. В идеале — до тех пор, пока вы не поймёте, как сильно ошибались.

(Старую собаку сложно выучить новым трюкам не только из-за того, что мозг становится менее гибким. Другое и, возможно, более сложное препятствие в том, что старая собака оценивает себя по более высоким стадартам).

Я понимаю, что мы вступаем сейчас на зыбкую почву. Я не думаю, что главной задачей обучения должно быть увеличение «самооценки» учеников. Подобный подход просто вскормит их лень. И, в любом случае, это не обманет самих детей, особенно умных. Они справедливо скажут, что соревнование, в котором выигрывает каждый — это жульничество.

Учитель вынужден идти по узкой тропинке: с одной стороны, Вам нужно поощрять детей к самостоятельной работе, но, с другой стороны, Вы не можете хвалить абсолютно всё, что они сделают. Вам придётся стать хорошей публикой: достаточно восприимчивой, но не такой, которую слишком легко поразить. И это весьма непросто. Нужно иметь хорошее знание способностей детей разного возраста, чтобы знать, когда следует выглядеть восхищённым.

В ортодоксальной школе обучение устроено иначе. Слушающей стороной традиционно является ученик, а не учитель; дело ученика — не изобретать, но усваивать требуемое количество материала. (Иногда от учеников даже требуют пересказывать лекции учителя своими словами). Проблема традиционной школы в том, что она при обучении слишком сильно склоняется в сторону мудрости.

Разница

Я намеренно дал этому эссе провокационное название; конечно же, стоит быть мудрым. Но я полагаю, что важно понимать разницу между мудростью и умом, и важно понимать, что этот разрыв между ними становится с каждым годом всё больше и больше. Так мы сможем избежать ошибки и не применять к интеллекту те правила и стандарты, которые на самом деле относятся к мудрости. Различие между этими двумя смыслами, в которых мы «знаем, что делать», гораздо серьёзнее, чем кажется большинству людей. Путь к мудрости идёт через дисциплину, а путь к интеллекту — через тщательно выверенное потворство себе. Мудрость одинакова для всех, интеллект своеобразен. И в то время как мудрость приносит спокойствие, интеллект чаще всего ведёт к неудовлетворённости.

Это особенно стоит запомнить. Один друг-физик недавно сказал мне, что половина его коллег принимает Прозак. Возможно, если мы признаем, что некоторое количество фрустрации неизбежно при некоторых видах деятельности, мы сможем ослабить её действие. Возможно, нам удастся изолировать её и время от времени откладывать в сторону, не позволяя ей сливаться с ежедневными печалями в болото пугающих размеров. По крайней мере, мы можем избежать неудовлетворения по поводу своего неудовлетворения.

Если ваши силы на исходе, то не обязательно с вами что-то не в порядке. Может быть, вы просто быстро бежите.

Примечания

[1] По легенде, такое задание получил Гаусс, когда ему было 10 лет. Вместо того, чтобы старательно складывать числа, как остальные ученики, он заметил, что они образуют 50 пар, каждая из которых в сумме даёт 101 (100 + 1, 99 + 2 и так далее), так что он может просто умножить 101 на 50 и получить ответ, 5050.

[2] Есть также мнение, что ум — это способность решать проблемы, а мудрость — это знание, как использовать решения. Однако этот афоризм показывает нам только отношение между мудростью и умом, но не разницу между ними. Мудрость также может быть полезна при решении проблем, а ум может подсказать, что делать с этими решениями.

[3] При рассуждениях об уме и мудрости нам следует вывести за скобки фактор знаний. Люди, которым известна комбинация сейфа, откроют его быстрее, чем те, кому эта комбинация неизвестна. Однако мудрость и ум тут, очевидно, не при делах.

Но знания невозможно отделить от мудрости и, возможно, также и от ума. Знание человеческой природы — это, несомненно, важная составная часть мудрости. Так где же нам провести границу между знаниями и мудростью?

Возможно, правильным решением будет отбрасывать такие знания, которые резко падают в цене при определённых обстоятельствах. Например, знание фрацузкого, хотя и весьма полезно в ряде ситуаций, резко обесценивается при общении с людьми, которые французским не владеют. Понимание же сути, например, тщеславия, будет изменять свою ценность более плавно.

Знания, которые имеют тенденцию резко изменять свою ценность в зависимости от обстоятельств — это узкоспециальные знания, которые слабо связаны с остальными знаниями. Сюда относятся языки, комбинации сейфов, а также так называемые «случайные факты», такие как дни рождения кинозвезд или различия между Студебеккерами 1956 и 1957 года.

[4] Те, кто ищет какую-то одну простую вещь под названием «мудрость», обмануты грамматикой. Мудрость — это просто знание, как правильно поступить, и есть тысяча и одно качество, которые помогают в этом. Одни, например, не-сосредоточенность на себе, могут возникнуть из медитации в пустой комнате; другие, например, знание человеческой природы, могут прийти от посещения пьяных вечеринок.

Возможно, понимание этого факта поможет разогнать туман полусвященной таинственности, который окружает мудрость в глазах столь многих людей. Таинственность возникает в основном из стремления найти то, чего нет. И причина, по которой существует так много разных школ мудрости заключается в том, что каждая из них фокусировалась на каком-то своём компоненте мудрости.

Когда в этом эссе я употребляю слово «мудрость», я имею в виду всего лишь произвольное собрание качеств, которое помогает человеку принимать правильные решения в самых разнообразных ситуациях.

[5] Даже в английском языке современное значение слова «интеллект» (intelligence) возникает на удивление поздно. Его предшественники, например, «понимание» (understanding), по-видимому, имели более широкий смысл.

[6] Есть, разумеется, некоторая неопределённость в том, насколько приписываемые Конфуцию и Сократу высказывания отражали их настоящие мнения. Я использую эти имена так, как мы используем имя «Гомер», чтобы обозначить гипотетических людей, которые говорили те вещи, которые им приписываются.

[7] Analects VII:36, Fung trans.
Некоторые переводчики используют слово «спокоен» вместо «счастлив». Одна из проблем заключается в том, что современные англоговорящие понимают слово «счастье» не так, как многие другие общества. Каждый язык, вероятно, имеет слово, обозначающее «чувство того, что дела идут хорошо», но в различных культурах принято по разному реагировать, когда «дела идут хорошо». Мы реагируем как дети, с улыбками и смехом. Но в обществах, где люди более замкнуты, или в обществах, где жизнь сложнее, реакцией на счастье может быть тихая удовлетворённость.

[8] Это мог быть Эндрю Уайлс, но я не уверен. Если кто-нибудь вспомнит то интервью, я буду рад услышать от вас.

[9] Конфуций с гордостью утверждает, что он никогда ничего не изобретал — что он просто передал потомкам точное описание древних традиций [Суждения и беседы, VII:1]. Нам сейчас трудно оценить, насколько важной обязанностью в дописьменных обществах было запомнить и передать следующему поколению совокупность знаний группы. Кажется, даже во времена Конфуция это по-прежнему было первой обязанностью учёного.

[10] Уклон в сторону мудрости в древней философии мог быть усилен тем фактом, что как в Греции, так и в Китае многие древние философы (включая Конфуция и Платона) считали себя учителями администраторов и, таким образом, непропорционально много думали об этих материях. Те же немногие люди, которые изобретали вещи, такие как авторы историй, должны имели иную точку зрения, которая игнорировалась.

Я благодарен Тревору Блэквеллу, Саре Харлин, Джессике Ливингстон и Роберту Моррису за чтение черновых вариантов.
ссылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: [info]senseless_guy
2008-09-18 03:34 pm none (UTC)

прочел

(Link)

Мне близко такое разделение, Фриц. Сказал бы так, что мудрость — это дорога к счастью и душевному спокойствию, а интеллект — дорога к знаниям.
From: [info]novostinokia
2008-09-18 11:02 pm none (UTC)

Re: прочел

(Link)

а мне кажется, мудрость - это скорей понимание жизни, её законов и принципов. а интеллект - это больше логическое мышление, накопленная информация
[User Picture]From: [info]daviath
2008-09-18 03:47 pm none (UTC)

(Link)

И чтобы подкрепить пищу для размышлений, отрывок из другого его эссе:

It's no coincidence that startups start around universities, because that's where smart people meet. It's not what people learn in classes at MIT and Stanford that has made technology companies spring up around them. They could sing campfire songs in the classes so long as admissions worked the same.

Это к тому, что с его точки зрения, для бизнеса важнее все-таки ум, а не мудрость. Я с такой крайней точкой зрения не согласен, думаю, что зависит от рода деятельности, но в постиндустриальных сообществах она все вернее.

При этом основная функция университетов (а мне кажется, что хоть и в меньшей степени, но и школ тоже) - не обучение, а отбор.
[User Picture]From: [info]fritzmorgen
2008-09-18 06:45 pm none (UTC)

(Link)

Ну, мне сложно рассуждать об этом, так как я не приемлю его определение мудрости.
From: (Anonymous)
2008-09-18 03:49 pm none (UTC)

(Link)

Сойдёт вместо снотворного.
From: [info]borisych_blin
2008-09-18 03:58 pm none (UTC)

(Link)

Фридрих Моисеич, мне было бы интересно узнать, как вы боритесь со страхом(если, конечно, он у вас есть и вы с ним боритесь), причем со страхом вот какого плана: в январе я открыл собственную, скажем так, лавку. Первые три месяца я никакой статистики не вел, начал в апреле. Так вот, в апреле в среднем в день приходило 22,57 клиента, в мае 24,32, июнь не считается, в июле 26,32, в августе 27,68. Налицо позитивный тренд. Однако раз месяц случается "нехорошая неделя" и во время этой недели "абсолютно хуевый день". На этой неделе понедельник был таким днем. Пришло 7 клиентов. В такой особый день меня охватывает страх. Ну там, ноги ватные и кушать не хочется. Кажется, что ВСЁ, лавку можно закрывать, отныне не больше 7 клиентов в день. Как с таким бороться? Хотелось бы конечно целую статью прочитать, если у вас есть время и мысли по этому поводу. Спасибо.
[User Picture]From: [info]fritzmorgen
2008-09-18 06:35 pm none (UTC)

(Link)

Да с опытом кожа приобретает здоровую толщину и становится по херу. Понимаешь, что не то что один день, а даже один месяц или один квартал -- ничего не решают.
[User Picture]From: [info]in_kant
2008-09-18 04:08 pm none (UTC)

(Link)

Передайте, пожалуйста, седобородому цыгану (если еще раз его увидите), что слово dramatic в данном случае означает что-то вроде "чрезвычайный", и вместо "драматических вершин" должно быть "высочайших вершин".
И вообще, перевод он Вам сыроватый подсунул. Например, "можно быть не только быть ..."
[User Picture]From: [info]fritzmorgen
2008-09-18 06:38 pm none (UTC)

(Link)

"Можно быть не только быть" -- это мой косяк. Исправил.

Что касается вершин -- тоже поправил. Цыгана я ещё раз увижу, кстати, вряд ли.
[User Picture]From: [info]cooper_johns
2008-09-18 04:30 pm none (UTC)

(Link)

Я подумал, что на фото тот самый цыган ... ))
[User Picture]From: [info]yaguanodont
2008-09-18 05:09 pm none (UTC)

(Link)

А я думал, что фриц :)
[User Picture]From: [info]demset
2008-09-18 05:16 pm none (UTC)

(Link)

Всё это условно и относительно. Все люди мудры и интеллектуальны по-своему.
From: (Anonymous)
2008-09-18 05:38 pm none (UTC)

(Link)

Стоит ли сохранять анонимность в жж, если тебя узнают в ресторанах цыгане?..
[User Picture]From: [info]fritzmorgen
2008-09-18 06:48 pm none (UTC)

(Link)

Ну, другие как бы не узнают, да.
[User Picture]From: [info]leosat
2008-09-18 06:04 pm none (UTC)

(Link)

Интересная статья, но чтобы ее оценить нужно быть мудрым или умным.))Мне кажется, что это скорее игра словами. Мудрый дурак - это из сказок. Сумасшедший гений - это ближе к жизни, но все же не норма. Уверен, что читатели выбирают к какому типу себя отнести.)) Нелишне напомнить, что мудрецы и гении не являются большинством, даже среди ваших читателей. Я-то, конечно, умный мудрец))
[User Picture]From: [info]fritzmorgen
2008-09-18 06:39 pm none (UTC)

(Link)

Ну, я тоже не согласен со статьёй. Хотя бы потому, что не испытываю неудовлетворённости при создании своих эссе.
[User Picture]From: [info]dietolog
2008-09-18 06:23 pm none (UTC)

(Link)

Цыган читает Луркоморье? Ню-ню.
В связи и отъездом оставляю вам полезную ссылочку: http://www.inosmi.ru/translation/244099.html. Это если захотите развить тему жопоголизма в других странах.
[User Picture]From: [info]fritzmorgen
2008-09-18 06:40 pm none (UTC)

(Link)

Жопоинтернационал, да.
[User Picture]From: [info]ch_amber
2008-09-18 07:23 pm none (UTC)

(Link)

Если я не ошиблась, один из самых непопулярных постов Ф.Моргена ) Парадоксально, но интелеллектуальная элита жж с гораздо большей охотой читает и комментирует обывательские триллеры про тележки-убийцы, нежели ментальные выкладки касательно весьма относительных понятий. Жаль.
Впрочем, может я еще и ошибаюсь )

А тема, между тем, действительно интересная. Только вывод/итог у меня получился другой..
Априори - ЛЮБЫЕ попытки понять Вас ли, Ф.М., или того же м-ра Грэма, с целью разделить либо опровергнуть ваши точки зрения - бессмысленна.
А все потому, что никто из нас с достоверностью не передает свои мысли и образы прямо, точно во всех деталях (то есть не использует телепатию). А только через слова. А слова - это ничто. Сотрясение воздуха. Просто сочетание звуков. Содержанием наши слова наполняет... кто? Говорящий?заблуждение. Смысл в сотрясения воздуха вкладывает реципиент - приемник, слушатель, собеседник, партнер. Смысл, заметьте, вкладывает свой. Потому что вашего он не знает в принципе. Он в вашу голову не влезал. Он слушает ваши слова, а смысл у него и свой есть. Иногда они совпадают, иногда - нет.
Поэтому тут вот этот Ваш реплай: "Ну, мне сложно рассуждать об этом, так как я не приемлю его определение мудрости." - ключевой.
[User Picture]From: [info]fritzmorgen
2008-09-19 01:08 am none (UTC)

(Link)

Сложно -- таки не значит "невозможно" или "бессмысленно".
[User Picture]From: [info]roller_roll
2008-09-18 07:29 pm none (UTC)

(Link)

Хорошее эссе. И вправду, когда начинаешь изучать что-то новое, чувствуешь себя как под водой схватиться не за что, куда плыть не известно. И охватывает тебя паника.
[User Picture]From: [info]irinashevtsova
2008-09-18 07:40 pm none (UTC)

(Link)

Ты читаешь мои мысли или я твои? :)
Сегодня как раз думала о том, что надо будет написать о разнице между мудростью и умом...
Я придерживаюсь той точки зрения, что ум - это результат работы левого полушария мозга, отвечающего за логику, системное мышление, научный подход и т.д.
а вот мудрость - это результат работы правого полушария мозга - творческий подход, интуиция, ненаучное знание.
[User Picture]From: [info]irinashevtsova
2008-09-18 07:41 pm none (UTC)

(Link)

ПыСы: текст, честно говоря, ниасилила...
[User Picture]From: [info]vad_a
2008-09-18 07:45 pm none (UTC)

(Link)

Автор эссе говорит о том, как правильно поступить, не раскрывая в явном виде смысла того, что он в это слово вкладывает. Мне показалось, что под "правильно" подразумевалось "к своей выгоде", и под выгодой полагались гармония и некий "успех" попеременно. Успех предполагает суждение в системе "хорошо-плохо", "успех-неуспех", а мудрый человек, как мне кажется, способен воспринимать эфемерность любого успеха и отчасти через это обретает внутреннее спокойствие.

Словом, мне показалось, что тут идёт противопоставление ума-самобытного (практикующего дохождение до всего своим умом) с умом-начинанно-эрудированным (этакой библиотекой с каталогом, экспертной системой).
[User Picture]From: [info]gloria_mundi_
2008-09-18 08:24 pm none (UTC)

(Link)

ох как спорно...
но даже если придерживаться разделения г-на грема, то я бы выбрал мудрость. на мой взгляд эффективнее воспользоваться калькулятором, машиной, компьютером, чем пытаться изобрести формулы упрощения вычислений, велосипед и счётную машину. этими изобретениями позже, естественно, тоже можно будет воспользоваться, для их изобретения бесспорно нужны гении. или моя утилитарная точка зрения слишком мудра и глупа? ;)

P.S. а спать лучше ложиться удовлетворённым. для здоровья лучше. ;)
[User Picture]From: [info]xj_dimon
2008-09-18 10:17 pm none (UTC)

(Link)

У Айзека Азимова есть хороший рассказ, называется «Профессия». Прочитайте, не пожалеете. Отлично раскрывает точку зрения «мудрый — опытный пользователь готовых решений».
[User Picture]From: [info]som_a
2008-09-18 08:40 pm none (UTC)

(Link)

с самого начала могу сказать что поэт не со всех сторон знаком как минимум с одним из терминов/
а теория так конечно стройная но при увеличении информации будет неизменно искажена в узком направлении

[User Picture]From: [info]alyma
2008-09-18 09:07 pm none (UTC)

(Link)

странно, что это эссе не приснилось вам во сне или книгу не передал вам какой-нибудь смотритель\учитель. или какой-нибудь служитель бензаправки, вытащив из кармана, не подпросил вам ее на заднее сиденье. или вы не наткнулись на нее на сиденьи в кинотеатре с запиской внутри. или она не залетела вам прямо в спальню к ногам через закрытое окно, не разбив его. или...

ой, простите, у меня буйная фантазия, понесло))))
[User Picture]From: [info]cooper_johns
2008-09-19 01:18 pm none (UTC)

(Link)

Во сне только Менделееву формула водки снится ... :)
From: (Anonymous)
2008-09-19 02:41 am none (UTC)

Опасно быть умным, но не мудрым

(Link)

Есть в этом тексте такие замечательные слова:
"В той мере, в которой слово «мудрость» вообще что-то значит, оно указывает на смесь таких разнородных качеств как самодисциплина, жизненный опыт и способность к сопереживанию."
"Мудрец — это тот, кто знает, каков правильный выбор, и всегда его делает. Чтобы выбор был правильным, он должен быть морально оправдан"
Видите? Способность к сопереживанию и морально оправданный выбор. Это очень важно для межличностных отношений в обществе. Поэтому мудрец не откажется от традиций, заявив что ныне новое время, они - временем проверенные правила человеческих отношений. А умный, но не мудрый человек не ищет моральной допустимости своих действий - для него, грубо говоря, главное результат. Это может быть очень опасно, когда большая часть общества увлекается умом, забывая про мудрость.
[User Picture]From: [info]fritzmorgen
2008-09-19 05:50 am none (UTC)

Re: Опасно быть умным, но не мудрым

(Link)

Можно ли считать мудрецом Ницше?
[User Picture]From: [info]pz_true
2008-09-19 03:16 am none (UTC)

Есть мнение.

(Link)

Что мудрость и интеллект это разные инструменты.
И область их применения тоже разные.
Не надо использовать интеллект при вождении автомобиля.
Не надо использовать мудрость при креативе(возможно не очень удачный пример).

Интеллект он медленнее чем мудрость.

Прим. Интеллект и ум в моем понятии равны.
[User Picture]From: [info]mystic_nihilist
2008-09-19 03:20 am none (UTC)

(Link)

Имхо. (такое кодовое слово, обозначающее выражение "сейчас буду нести всякую дребедень, которую считаю своими мыслями").

Здесь не сильно много комментов, можно и написать что-нить. :)

Выбор между мудростью и интеллектом - даже в рамках системы понятий этого текста - чисто условен. Мудрость по своему эффекту похожа на сочетание интуиции (не как какого-то абстрактного понятия, если кому угодно - пусть как механизма подсознательного выбора вариантов) и решительности. Интеллект - развивающаяся способность абстрактно работать с произвольными объектами. Обнаруживать их, опознавать, ассемблировать объекты в системы объектов и дезассемблеривать объекты в системы объектов... и так далее.

Да что там... всё, что я хочу сказать можно включить в одну фразу: "Подсознание - мудрость, сознание - интеллект". Но эти понятия нельзя оторвать друг от друга, подсознание - разновидность сознания и наоборот. Просто "занимаются" они разными направлениями человеческой деятельности. Исключительно потому что интеллект _предпочитает_ (прошу прощения за анимизацию таких понятий :) ) "работать" с конкретными объектами, классами, структурами... соответствующими методами. А мудрость предпочитает привлекать весь опыт человека для решения тех же самых задач, не ограничиваясь "точечными ударами". Что-то вроде разницы между точечными ударами "умными" мини-ракетами (даже большим количеством) и ковровыми бомбардировками.

Значит, если "отрастить" достаточную мудрость (вернее быть достаточно мудрым :) ), то при необходимости, такой человек сможет проявить и достаточное количество интеллекта. И наоборот.

Мудрость и интеллект - только "накатанные" понятия, применямые только очень и очень относительно самих людей, которым их присваивают, почти что без учёта их реальных возможностей.

Кстать, умение решать интегралы (или писать литературу... нужно подставить) ещё не делает человека "умным", ни в значении "интеллекта", ни в значении "мудрости". Это вопрос исключительно знаний, "натасканности" мозга по определённым рельсам. Поэтому учитель из предыдущего поста, что умеет мастерски решать абстрактные задачи (будучи натасканным на задачи определённого типа, не обладая действительным интеллектом) естественно будет отставать в бизнесе от прораба, который постоянно оказывался в состоянии неопределённости и необходимости выбора вариантов... с сопутствующими "выделением объектов", "созданием систем", уже на автомате, опять же. Потому что бизнес требует быть привычным к тому, что всё заранее не определить, и нужно реагировать соответственно случаю. Наука в большинстве случаев требует соблюдения чётких сценариев. Это уже особенности системы образования. Как говорится, "Математика учит делать всё, что можно так как нужно, физика учит делать всё что нужно так как можно."

Правда, чем выше интеллект или мудрость, или как угодно... граница между этими понятиями смывается почти окончательно. Если взять произвольного учёного-изобретателя (который способен изобретать не только в своей области, но и "по ходу дела"), то пресловутого прораба в бизнесе он всё же обойдёт. За счёт интеллекта.

В общем, не нужно путать теорию и практику с интеллектом и мудростью...

Всё, на этом поток словоблудия прерываю, итак уже нафлудил...
[User Picture]From: [info]fritzmorgen
2008-09-19 05:52 am none (UTC)

(Link)

Да -- сознание и подсознание -- как-то так.
[User Picture]From: [info]anshumanga
2008-09-19 09:59 am none (UTC)

(Link)

давно мучаюсь вопросами по этому поводу, и вот к чему я сам пришел:
1. Есть знания вечные, неизменные и постоянные
2. Есть современный мир, который отказался от п. 1 и начал все сначала
в современности особенно заметно, что эти знания подверженны постоянным изменениям (периодическая аттестация, подтверждение квалификации и т.п.)

таг вот, о чем я, п. 1 это, на мой взгляд - мудрость или разум, а п. 2 это можно называть умом, интеллектом и как угодно, узко специализированные знания, в общем-то, я даже могу утверждать, что они оторваны от общей картины мира и вещь в себе

почему я пришел к такому выводу? да потому что уровень современной науки достиг того уровня, когда медицина начинает подтверждать то, что было давно известно в аюрведе

трудно только представить, чего бы добилось человечество, не откажись оно от "примитивного" знания и взяв его своей точкой отсчета (вот это и есть глобальный кризис)

мудрость осталась сама по себе - не востребованной и схоронилась в монастырях и различных школах, а знания они да, их тоже трудно получать, но больше возможностей, но мудрость, я знаю, получить еще сложнее, и то, что просачивается в современный мир - это только вершина айсберга, потому что мудрость как хранили так и хранят до востребования

если, конечно, у Вас здесь не ведется дискуссия о словесных категориях в реалиях современного языка (что означает то или иное слово)
[User Picture]From: [info]e_bern
2008-09-19 10:56 am none (UTC)

...велосипед...

(Link)

Мне КаЭтся:
МУДРОСТЬ - знания (избавления от детства) - приобритение житейского опыта - т.е. уже доказаные теоремы/леммы...
ИНТЕЛЕКТ - это инструмент (в том числе с помощью которого и приобретается эта мудрость).

От многих слышал такое: "... в 50-т лет ко мне пришло вдруг озарение, я стал понимать все с понятной очевидностью..."
Думаю у всех по разному ВДРУГ наступает момент "прояснения" т.е. включается рубильник что он мудр (обретение ясности)... А интелект в большей степени свойство генов (от рождения) + сопутствующие факторы развития (готовность мыслить нестандартно - достигать результата методом близким к безошибочному ошибок).

From: (Anonymous)
2008-09-19 01:44 pm none (UTC)

Тягостное ощущение

(Link)

Из своего подвала могу охарактеризовать данный материал как "словоблудие". К величайшему сожалению, на фоне гораздо более острых и мощных писаний самого Фрица Моисеевича это просто дешевка. Вот, подлизнул, теперь по делу.

Пару лет назад довелось вести праздную дискуссию с девчонкой, обучавшейся на факультете психологии. Она выясняла для себя проблему различия между "умом" и "интеллектом". Высасывая из пальца сперва определения, а потом и выводы. Ценность и тех, и других была нулевая, однако она своим упорством "решить" данную "проблему" довела меня до не знаю чего. Наверняка кто-то и по-английски уже написал такую же фигню, типа про различие между "reason" и "intelligence". Вот нечто подобное наваял и товарищ Грэм. Кто это такой, я не знаю, а по итогам статьи и узнавать не хочется, ибо разочарован.

Между тем ум - это способность решать проблемы. Отсюда все тонкости определений. Кто-то способен решать их в узкой области, а кто-то в жизни. Это и делает умы различными.

Мудрость же - более высокая категория - способность жить так, чтобы в решении проблем, и соответственно в уме, надобности не было вовсе. Однако мимо этапа "ум" в ее развитии не проскочишь никак. Необходимость же перехода непосредственно к мудрости замечается тогда, когда отработанные методы ума странным образом перестают срабатывать, или когда решение проблем перестает приносить удовлетворение.
[User Picture]From: [info]fritzmorgen
2008-09-19 06:24 pm none (UTC)

Re: Тягостное ощущение

(Link)

Ну, с одной стороны, я тоже не согласен тут с Грэмом. С другой стороны, его статья про ботанов мне понравилась. Поэтому я не исключаю, что и в этой статье есть много зерён разума (кроме тех, которые я уже вижу).
[User Picture]From: [info]mitrich
2008-09-19 03:21 pm none (UTC)

(Link)

off:
Пытался найти разбор вот какой ситуации: часто люди в ответ на предложения по улучшению чего-либо отвечают в духе "критикуешь -- предлагай", и вместо того, чтоб принять совет к сведению, требуют, чтобы советчик сделал такую же штуку самостоятельно.
Был уверен, что читал о чём-то подобном на страницах журнала, но найти не получилось. Поможете?
From: (Anonymous)
2008-09-19 04:06 pm none (UTC)

Как по мне, и разбирать нечего

(Link)

Это "что-либо" делится на две категории. Принципиально разные.

Либо его создал человек для своего удовольствия, как сам захотел и сумел. Тогда с предложениями по улучшению - совершенно справедливо надо идти куда подальше, на кой они нужны творцу. Творец сделал миру подарок, а дареному коню в зубы не смотрят. Не нравится конь - проходят мимо.

Либо творец сделал из этого товар и хочет его тебе продать. Не обязательно за деньги. Хочет поиметь с тебя время, внимание и т.д. Тогда дело совершенно другое. Потребитель не обязан хавать то, что производитель хочет ему подсунуть. И имеет право выдвинуть встречные условия, на которых он этот товар возьмет.

Разобравшись, какая ситуация имеет место, надо действовать соответственно. Получается, кто платит - тот и заказывает музыку.
[User Picture]From: [info]nelublukepkin
2008-09-20 07:38 am none (UTC)

(Link)

сильно. и права ch_ambre: до тележек немного не "дотягивает":-)
автор убедителен. со многим согласен, но вот, насчет "важно понимать разницу между мудростью и умом, и важно понимать, что этот разрыв между ними становится с каждым годом всё больше и больше..." - не согласен. мне кажется, разрыв сокращается:-)
"лучше быть богатым и здоровым" сказал мудрый малоинтеллектуал или умный, но немудрый?:-)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>