Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Зачёт

Как известно, коллеги, троечники обычно устраиваются в жизни куда как лучше отличников. Став взрослыми, троечники работают меньше, а зарабатывают больше отличников.

Вопрос. Почему так? Почему троечники-халтурщики, которые делают всё «тяп-ляп» и «спустя рукава», имеют преимущество в реальной жизни?

Версий на этот счёт выдвигается много. Кто-то считает, что троечники общительнее — ведь им приходится часто списывать, врать и отмазываться. Есть мнение, что отличники, постоянно исполняя нелепые школьные задания, тупеют и теряют способность действовать самостоятельно. Некоторые полагают, что троечники, на самом деле, заслуживают пятёрок, просто школьная система занижает им оценки за нестандартность.

Мне, однако, кажется, что причина неудач отличников и успехов троечников кроется в другом.

В чём, если смотреть на вещи просто, заключается разница между троечником и отличником? Троечник выполняет задания «по минимуму» — делает ровно столько, сколько нужно для зачёта. А отличник выполняет задания «с запасом» — учит и необходимый минимум, и ещё многое сверх того.

Вопрос. С какой целью отличник учит лишнее? Ведь для получения тройки/зачёта на дополнительные вопросы отвечать не обязательно? Если спросить отличника, он ответит: «эти знания и навыки непременно пригодятся мне позже».

Ну, например, зачем отличник учит иностранные языки, если он не собирается работать переводчиком? Потому что иностранный язык может ему пригодиться косвенно — например, как лишняя строчка в резюме при устройстве на работу.

А зачем отличник учит химию, если он не собирается быть химиком? А вот, например, станет отличник инженером. И будет работать на химическом заводе. Вот тут-то ему химия очень пригодится!

На первый взгляд — логично. Действительно, откуда знать отличнику, какие знания будут ему нужны через десять лет?

Представьте себе, что Вы заглянули в автосалон и увидели там газель. Обычную газель — возить грузы или пассажиров. Нужно ли Вам эту газель купить?

Следуя логике отличника — непременно. Вдруг будет переезд? Газель пригодится. Дальше. Случится свадьба или похороны — нужен будет вместительный автомобиль? Нужен будет, однозначно. А если при приёме на работу будет требование — «личный микроавтобус»? И тут без газели никак.

Однако если внять доводам разума — газель в обычной жизни на хрен не нужна. Для перевозки мебели можно вызвать грузчиков. Для перевозки гостей на свадьбе и похоронах — заказать микроавтобус нужного цвета с водителем. Ну а что касается работы, тут и вовсе смешно — в подавляющем большинстве вакансий никаких требований к наличию микроавтобусов нет.

Проще говоря, вполне очевидно, что покупать газель «на всякий случай» — слишком дорого.

Вернёмся к примеру с отличником и изучением английского. Какая у отличника задача? Устроиться на хорошую работу. А что он для этого делает? Учит английский.

Видите уже нестыковку? Чтобы устроиться на хорошую работу нужно не учить английский, а рассылать резюме и ходить по собеседованиям. Времени будет затрачено в десятки раз меньше, а эффект будет больше.

Чтобы понять, как автомобиль ведёт себя в заносах, не нужно в течение пяти лет учить физику. Нужно поездить несколько дней на полигоне с опытным инструктором.

Чтобы найти себе хорошую девушку, не нужно учить историю, этикет и бальные танцы. Нужно пойти в место, где хорошие девушки водятся, и познакомиться с понравившейся.

Троечник этот жизненный принцип понимает. У троечника есть задача — получить положительную оценку, чтобы родители пистон не вставили. Эта задача решается в два хода: узнать минимальные требования для зачёта, подготовиться по этим минимальным требованиям. Учить что-то дополнительно? Ненужные телодвижения.

Отличник же путает реальные задачи и выдуманные.

Примерно так устроены параноики. Для параноика из утверждения «Сосед Пупкин может быть агентом ЦРУ» однозначно вытекает «Сосед Пупкин точно является агентом ЦРУ». А для отличника из утверждения «Английский язык может мне пригодиться в будущем» однозначно вытекает «Затраты на изучение английского непременно окупятся сторицей».

После окончания школы и института разница в подходах сохраняется. Троечник пытается достичь цели, а отличник старается сделать свою работу как можно лучше. И вполне закономерно, что троечники добиваются результатов, а отличники… хорошо работают. И жалуются при этом, что работают они лучше троечников, а никто этого не ценит.

Подведу итог. У каждой вещи есть своя цена. Глупо покупать себе домой гильотинные ножницы за 400 тысяч рублей только для того, чтобы иметь возможность разрезать при необходимости лист металла. И не менее глупо учить химию только затем, чтобы иметь возможность с меньшими усилиями войти в курс дела на химическом заводе.

Update: по просьбам радиослушателей, которые считают, что троечникам место только в бизнесе. Краткий список знаменитых троечников. Источник: http://novaya.com.ua/?/articles/2007/08/29/180902-1

Вольтер — великий французский мыслитель и писатель. Отец говорил о нем и его брате: «Я вырастил двух дураков. Один дурак в прозе, а другой — в стихах».

Исаак Ньютон — великий физик, открыл закон всемирного тяготения. Учился хуже всех в классе, пока его не побил приятель. После чего Ньютон решил победить его и в знаниях, и в бою и уже через несколько месяцев стал первым в классе.

Наполеон Бонапарт — французский император и великий полководец. Учился плохо по всем предметам, кроме математики.

Отто фон Бисмарк — канцлер Германский империи. Объединил Германию. Скверно учился и еще хуже работал — устраивался на службу только по протекции, и либо его отовсюду изгоняли, либо уходил сам, не в силах выполнять рутинную работу.

Людвиг ван Бетховен — великий композитор. Учился плохо, писал с ошибками, деление и умножение так и не осилил.

Александр Дюма-отец — великий французский писатель. Деление так и не освоил.

Альберт Эйнштейн — создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии. Очень средне учился. Отсутствие иллюзий у родителей относительно его будущего компенсировал огромным самомнением.

Сергей Королев — ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые спутники, космические корабли «Восток» и «Восход». Круглый троечник.

Владимир Маяковский — поэт. Учился настолько плохо, что даже не дочитал до конца «Анну Каренину», чем и хвастался.

Принцесса Диана — училась настолько средне, что так и не получила высшего образования, что для девушки из высшего света — случай редкий.

Алла Пугачева — певица. Занимает почетное место среди троечников. И активисткой-комсомолкой рыжая школьница Пугачева тоже никогда не была. Но, как показала жизнь, «средненькая» и отнюдь не блистающая на школьных уроках девочка выросла в мегазвезду.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 314 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →