Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Проблемы и перспективы автобусов



Я получил два письма по поводу автобусных перевозок. В первом письме мне сообщили, что в Петербурге фактически невозможно застраховать по ОСАГО туристический автобус. Во втором указали, что в Белоруссии автобусные перевозки недавно стали цивилизованными, после чего количество ездящих из города в город пассажиров сильно возросло.

Вот мой краткий пересказ этих любопытных сведений: я полагаю, они как минимум заслуживают обсуждения.

В Белоруссии в последние годы государство значительно ослабило контроль над сектором междугородных перевозок, в результате чего в разы выросло количество рейсов а также качество обслуживания, при этом стоимость поездок для пассажиров существенно снизилась. Предприниматели фактически создали рынок заново, в виде параллельной системы заказных перевозок, которая хоть и работает полностью в рамках закона, но частично находится в «правовом вакууме».

Цифр конкретно по Белоруссии мне не прислали, а вот по Норвегии прислали. Из них следует, что после того, как государство снизило давление на рынок, пассажирские перевозки расцвели, а количество пассажиров возросло с двух до пяти миллионов в год. Для маленькой Норвегии это весьма существенное усиление инфраструктуры.

В России сейчас с автобусными перевозками наблюдается тотальный бардак. Междугородние автобусы в массе своей старые и неудобные, маршрутов мало, ходят автобусы редко, а качество обслуживания оставляет желать много лучшего: достаточно упомянуть, что туалеты в автобусах не работают почти никогда.

Существенных преимуществ по сравнению с поездами у автобусов только два — более низкая цена (хотя и не столь низкая, какой она могла бы быть) и слабый паспортный контроль, благодаря которому нежелающие светить паспорт органам граждане могут обычно проехать в автобусе без паспорта.

Если бы мы жили где-нибудь в Швейцарии или в Чехии, я бы, пожалуй, и не волновался — там инфраструктура и так развита неплохо. Россия однако обладает огромной территорией, и ни поезда, ни самолёты, ни тем более личные автомобили не решают полностью проблему перемещения пассажиров.

Сама собой проблема решится навряд ли — игроки уровня Яндекс.Такси на зарегулированный рынок, где надо заранее согласовывать каждый маршрут, не придут. Возможно, властям стоит задуматься над следующими мерами:

1. Дать «зелёный свет» частным автобусам, убедившись, что они могут легко, по щелчку мыши, получить страховку, все нужные лицензии и разрешения на осуществление перевозок в регулярном сообщении. При этом не стоит вручную ограничивать количество рейсов на маршруте, разрешения следует выдавать на весь маршрут целиком, чтобы перевозчики могли мягко подстраивать расписание под пассажиропоток. Государству тогда останется лишь контролировать исполнение заявленных расписаний, чутко реагируя на жалобы пассажиров.

Процедуру открытия нового маршрута стоит сделать уведомительной, чтобы перевозчикам оставалось только согласовать с вокзалами наличие свободных платформ. Само собой, пригородный (например до 50 км, как это сделано в Германии) и внутригородской регулярный транспорт не должны попадать под дерегулирование, чтобы не было перенасыщения и так плотного потока рейсов.

2. Понастроить по окраинам города современных автовокзалов, а в центрах городов выделить удобные официальные места для парковок пассажирских и туристических автобусов. При этом необходимо максимально упростить процедуру открытия вокзалов, терминалов и автостанций, которая на данный момент чересчур сложна. Вокзалы должны конкурировать между собой за перевозчиков и пассажиров, предоставляя максимально удобный сервис и низкие цены для одних и других.

Меня вдохновляет пример такси. Вспомните, что было, когда чиновники вручную решали, сколько должно быть такси и по каким районам города они должны ездить. Свободного такси тогда было просто не поймать. Перевозки пассажиров — это одна из отраслей, где «невидимая рука рынка» при должном контроле со стороны властей действительно работает.

Собственно, уже сейчас видно, как «Блаблакар» и «Бипкар» успешно конкурируют с междугородними автобусами и по удобству, и по цене. Это означает, что автобусная отрасль больна.

Второе письмо, которое прислал мне руководитель возящей туристов на автобусах фирмы, я публикую почти в неизменном виде:

Любые перевозки, а особенно перевозки пассажиров, особая ответственность для перевозчика. Несмотря на децентрализацию, порядка на дорогах становится больше. ОСАГО и ОСГОП, «Платон» — неплохие начинания. Однако строгость законов зачастую компенсируется необязательностью их исполнения: некоторые избранные перевозчики пользуются значительными привилегиями.

Это и маршрутные нелегалы, и китайские подданные за рулем легковых машин, минивэнов, автобусов для китайских туристов, это «каботажники» далеких регионов, состояние машин которых сильно выбивается на общем фоне, но почему-то не замечается контролирующими органами из года в год.

Застраховать автобус по ОСАГО сейчас очень сложно, несмотря даже на то, что тарифы ОСАГО выросли. Страховые компании всеми силами увиливают от этой почётной обязанности, в том числе и путём намеренно сломанных сайтов для выдачи ОСАГО. Из-за этого многие автобусы вынуждены ездить вовсе без ОСАГО и надеяться на удачу.

Маршрутные перевозки наиболее аварийны, но там не обязаны следить за режимом труда и отдыха водителя. Напротив, водитель туристического автобуса обязан делать перерывы во время экскурсии по городу.

Автобусы в России производят фактически в рамках одной группы ГАЗ, осваивая различные заказы. Цена туристического автобуса ЛИАЗ-Скания превышает 10 млн рублей, не дотягивая до уровня китайских, более дешевых аналогов. Автобус «Скания» стоит 17 млн рублей.

Демографическая яма 90-х и множество других факторов позволяют говорить о дефиците водителей категории Д. Неспроста в Санкт-Петербурге после введения запрета на труд мигрантов без российских прав, водители автобусов продолжали трудиться.

Пора делать работу над ошибками. Пока механизма для этого нет, причем не только у перевозчиков но и госорганов: недавно в Пулково эвакуировали автобус УФСИН. Если даже для таких служб там нет места, то на что уж надеяться туристам и их автобусам...


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 115 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →