Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

О потере контроля над бизнесом



Есть два популярных способа потерять контроль над значительной частью своего бизнеса. Начну с очевидного — с неряшливости при оформлении права собственности. Сразу примеры из жизни.

1. Бизнесмен открывает магазин по продаже слонов. Даёт рекламу, привлекает клиентов недорогими и качественными слонами. Проходит два года, магазин становится популярным, к нему протаптывается народная тропа. В этот момент владелец помещения выгоняет бизнесмена на мороз и... открывает на освободившемся месте ровно такую же слоноторговлю. Несчастный бизнесмен переезжает на соседнюю улицу и начинает всё с нуля.

2. Бизнесмен открывает сайт по продаже слонов, домен оформляется на какого-то случайного погонщика, которому повезло немого разбираться в компьютерах. Проходит три года. Сайт раскручен, через него продаётся по дюжине слонов ежедневно. Погонщик внезапно увольняется и начинает самостоятельно торговать слонами через этот сайт. На просьбу переписать домен на бизнесмена следует издевательский смех.

Проблема попадающих в эту ловушку бедолаг заключается в неумении считать на шаг вперёд. «Какая разница, на кого оформлен домен, мы только начали, и он пока что ничего не стоит», — думает бизнесмен, — «Может быть, через полгода сайт вообще закроется из-за отсутствия посетителей».

Проблема этого построения в том, что если сайт таки «взлетит», вопрос собственности на домен станет важным, а если нет, то и возиться изначально нет смысла. Начинать бизнес, не думая, кто его контролирует — это тактика собаки, которая гоняется за машинами, а догнав, не знает, что с ними делать.

Второй способ хлебнуть на ровном месте неприятных сюрпризов — перестать лично следить за бухгалтерией. Не владеющий языком денег бизнесмен подобен слепому, у него под носом могут увести налево полфирмы, а он этого даже не заметит. Вот пара элементарных способов надуть далёкого от бухгалтерии начальника.

1. Менеджер пишет в базу, что фирма должна контрагенту Пупкину кучу денег. Фирма переводит Пупкину деньги, Пупкин делится с менеджером украденными у фирмы деньгами.

2. Отдел бездельников получает огромные зарплаты за имитацию бурной деятельности и за красивые отчёты о несуществующих успехах. Разоблачить шарлатанов владелец фирмы не может, так как для этого надо посмотреть, сколько конкретно денег отдел принёс фирме за год, а бухгалтерским языком бизнесмен не владеет.

Конечно, в этих вопросах можно слепо довериться бухгалтеру... однако это ещё опаснее, чем полагаться на собственника помещения или на погонщика слонов из начала статьи. Погонщик слонов может украсть домен только намеренно, бухгалтер же может проигнорировать критично важную информацию как специально, так и по естественной для наёмных сотрудников беспечности.

Осваивать хотя бы азы бухгалтерии нужно каждому бизнесмену, это моё твёрдое убеждение. Подробно я рассказывал об этом в своей старой книге «Управленческий учёт для реальных директоров», весьма рекомендую эту книгу к прочтению.

Тем же, кому любая учёба как кость поперёк горла, я советую лично отслеживать ежедневно хотя бы все входящие и исходящие платежи. Одна только эта нехитрая привычка может уберечь от целого ряда сценариев серьёзнейших потерь.

PS. Это тридцатая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Предыдущие статьи серии можно найти вот здесь:

http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Размышления о ведении бизнеса в России

Tags: Размышления о ведении бизнеса в России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 125 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →