Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen) wrote,
Фриц Моисеевич Морген
fritzmorgen

Тренируйтесь на кошках



Позавчера прочёл много любопытных историй о провалах и крушениях в российском бизнесе. Некоторые комментаторы прошлись и по моей истории — дескать, ах, какой смешной маленький бизнес тебя был, теперь-то нам понятен твой настоящий мелкий масштаб:

http://fritzmorgen.livejournal.com/1023526.html

Не могу сказать, что испытал невыносимую боль от чтения этих комментариев, однако всё же мне стало ясно, что нужно повторить ещё раз старую китайскую поговорку — «дорога в тысячу ли начинается с первого шага».

Классический сценарий начала бизнес-карьеры похож на первые шаги ребёнка. Делаем неуверенный шаг, падаем. Трём ушибленное место, приподнимаемся, делаем второй шаг, падаем. Плачем, встаём, держась за стену, делаем шаг, падаем... проходит некоторое время, и к нам приходит навык ведения бизнеса, при помощи которого мы уже довольно уверенно движемся вперёд — ну, или обрастаем мхом, лениво отдыхая в кресле руководителя, кому как больше нравится.

Классический сценарий неудачного начала бизнеса — полная противоположность удачному варианту. Сидим на полу, смотрим по сторонам, думаем, прикидываем, читаем умные книжки и статьи... но не пытаемся идти. Если всё же пытаемся, то после первого падения надолго, на месяцы или на годы, затихаем в ожидании чуда.

Можно сказать даже проще: для того, чтобы кое-как научиться вести бизнес, нужно сделать, допустим, тысячу ошибок. Тем же, кому этот этап кажется невыносимым, стоит выбрать себе хобби попроще — обсуждение тонкостей ведения бизнеса в интернете, например.

Замечу, что правило «сделай тысячу ошибок» универсально, меняется только количество и тип необходимых на пути к получению навыка неудач. Тысяча промахов мимо ворот, тысяча опечаток в статьях, тысяча запоротых фотографий... После первой крупной партии ошибок начинает обычно уже что-то получаться.

Теперь, когда мы очередной раз проговорили эти очевидные вещи, давайте сравним двух начинающих бизнесменов.

Первый бизнесмен долго готовится к запуску, копит стартовый капитал, по-максимуму задействует связи родителей и берёт крупный кредит в банке. Второй бизнесмен открывает бизнес «в гараже», с минимальными вложениями и без подготовки.

Какие у них шансы на успех?

Примерно одинаковые — весьма низкие. И тот и другой по неопытности наделают кучу ошибок.

У кого будут серьёзнее последствия неудачи?

У первого. Он не только разорится сам, но и останется должен банку, а второй раз задействовать связи будет ему гораздо сложнее. Кроме того он потеряет всё время, которое было потрачено на подготовку и на накопление стартового капитала.

Кто быстрее совершит свою тысячу ошибок и начнёт более-менее осмысленно шевелиться?

Второй. Так как он начнёт раньше, и так как цена его ошибок будет невелика, ему не придётся тратить много усилий на устранение последствий.

Проведу аналогию. Если вы хотите научиться ходить по канату, разумнее натянуть канат в полуметре над полом и начать ходить. Можно, конечно, сразу договориться с цирком, чтобы они собрали публику и выпустили вас походить под куполом без страховки... но профессиональным канатоходцем вы от этого вряд ли станете быстрее.

Подведу итог

Типичная ошибка начинающих бизнесменов — доверие вычитанному в душеспасительных книжках принципу «любить так королеву, воровать так миллион». Эти бедняги сразу же ставят себе большие цели, и либо перегорают, так и не сумев начать, или надрываются уже в процессе достижения этих целей.

В общем, коллеги, тренируйтесь вначале «на кошках», а не на тиграх. Быстрее достигните результата.

PS. Это двадцать восьмая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Другие статьи серии можно найти вот здесь:

http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Размышления о ведении бизнеса в России

Tags: Размышления о ведении бизнеса в России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 319 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →